На верхний конец иглы сферической поверхностью опирается толкатель 27, нагруженный пружиной 24, препятствующей подъему иглы, пока давление топлива не достигает 200 кгс/см2 и обеспечивающей быструю посадку иглы на седло распылителя после впрыска.
Подъем иглы ограничивается торцом корпуса форсунки и выдерживается в строго определенных пределах.
Пружина 24 затягивается в корпусе форсунки гайкой-колпачком 22. Между корпусом в гайкой устанавливается медная прокладка 25. Необходимое усилие затяжки пружины, соответствующее давлению начала впрыске 200 кгс/см2; устанавливается подбором по толщине регулировочной шайбы 23 или установкой двух регулировочных шайб.
Форсунка устанавливается в отверстие головки моноблока, расточенное не оси каждого цилиндра, я крепится к головке дюралюминиевым
фланцем и двумя шпильками» Медная прокладка 18 служит для уплотнения стыка между уступом отверстия головки и форсунки от прорыва газов из камеры сгорания.
б) Принцип работы форсунки. Топливо поступает в форсунку от соответствующей секции насоса через соединенный с трубкой высокого давления штуцер, ввернутый в корпус форсунки. Пройдя по горизонтальному сверлению, топливо попадает в вертикальный канал корпуса, совпадающий с кольцевой канавкой на торце распылителя. Из кольцевой канавки топливо по трем наклонным сверления распылителя, поступает в полость над седлом иглы. Когда действующее на коническую поверхность иглы форсунки давление топлива, подаваемого плунжером насоса, достигает величины, достаточной для преодоления усилия пружины, игла поднимается и топливо через восемь отверстий распылителя впрыскивается в камеру сгорания.
Как только подача топлива насосом прекращается, давление в трубке высокого давления, а следовательно, и в полости над седлом иглы резко падает. Под действием пружины игла садится на седло, резко отсекая доступ топлива в нижнюю часть распылителя до очередной подачи топлива насосом.
Топливо, просочившееся через диаметральный зазор между иглой и распылителем, пройдя по зазору между толкателем и корпусом, выходит из форсунки через отверстие в гайке-колпачке в топливоотводящую магистраль 43 (рис.9).
в) Регулировка и проверка работы форсунки. Регулировка и проверка работы форсунки производится на специальной установке. При регулировке подбором регулировочной шайбы 23 (см.рис. 26) или установкой двух шайб регулируется затяжка пружины форсунки так, чтобы начало впрыска топлива происходило при давлении 200 кгс/см2. Регулировка затяжки пружины форсунки не подбором регулировочной шайбы, а ослаблением или подтягиванием гайки-колпачка не разрешается» После регулировки проверяется работа форсунки.
Форсунка должна давать четкий впрыск с резкой отсечкой подачи топлива в конце впрыска, т.е. при посадке иглы на седло. Распылённое топливо должно иметь туманообразное состояние. При медленном нарастании давления распылитель форсунки не должен давать подтекания.
Резкость отсечки определяется по величине падения давления в системе установки за один впрыск. Падение давления менее чем на 20 кгс/см2 указывает на недостаточную резкость отсечки.
Продолжительный впрыск топлива через форсунку или так называемый затяжной впрыск сопровождается падением давления в системе при впрыске более чем на 50 кгс/см2.
Форсунка, дающая недостаточную резкость отсечки или затяжной впрыск, не может считаться удовлетворительно работающей, так как при работе на дизеле дает растянутый по времени впрыск топлива, ухудшающий процесс сгорания.
Подтекание распылителя характеризуется появлением капли на кончике сопла перед впрыском или после впрыска, также появлением подвпрыска в виде слабых струй или усиков топлива, вытекающих из отверстия распылителя перед основным впрыском. Форсунка, имеющая подтекание распылителя, не может устанавливаться на дизель, так как топливо, попадающее в цилиндр при подтекании распылителя, не распыляется и вызывает неполное сгорание, сопровождающееся дымным выхлопом.
Во всех случаях при неудовлетворительно работе форсунка разбирается. Распылитель и игла исправляются путем притирки и доводки, либо заменяются новой парой.
Для обеспечения равномерной подачи топлива в цилиндры дизеля форсунки по количеству подаваемого топлива сортируются на группы. Номер группы обозначается соответствующим числом рисок на распылителе. При регулировке топливного насоса за ним закрепляется комплект форсунок какой-либо одной сортировочной группы. Каждая форсунка комплекта клеймится порядковым номером секции насоса и при установке на дизель подключается к этой же секции.