После включения подкачивающего агрегата масляная система дизеля заполняется маслом и давление поступающего в регулятор масла поднимается. Поступавшее в регулятор масло заполняет кольцевую канавку Д корпуса поршня и через паз отверстия в хвостовике поршня проходит полость Е. Из полости Е через открытые окна И поршня масло поступает в рабочую полость К.
Одновременно с подводом масла в рабочую полость К по специальной трубке 51, расположенной в развале дизеля и соединенной с трубкой, подающей масло от подкачивающего агрегата к невозвратному клапану масляной магистрали дизеля, масло подводится в полость корпуса упора пуска и, воздействуя на поршень 30, включает упор пуска.
Включение упора пуска происходит следующим образом. Поступающее в полость масло, преодолевая усилие пружины 31, перемещает поршень 30 с упором 36 влево. Упор 35 доходит до поршня 44 катаракта и, двигаясь дальше, перемешает поршень влево до тех нор, пока лапка 36 упора не упрется в ограничитель 37.
Перемещаясь под действием упора, поршень катаракта поджимает пружину 41 и несколько освобождает пружину 42. Результирующее усилие пружин катаракта через рычаг 46 передается на золотник и смещает его вправо, пока усилие пружины 9 не станет равным результирующему усилию пружин катаракта.
В то же время масло, поступающее в рабочую полость К, давит на поршень и, преодолевая усилив предварительного поджатия пружины 13, перемещает поршень влево в такое положение, при котором отсечной поясок Ж золотника перекроет окна И поршня и доступ масла в рабочую полость К прекратится. Перемещение поршня через сухарики 62 и вилку 61 передается рычагу 58 (рис. 27), который устанавливает рейку насоса в положение, обеспечивающее необходимую для пуска дизеля подачу топлива. Затем дизель запускается стартером. Частота вращения быстро возрастает, и регулятор автоматически включается.
Автоматическое включение регулятора происходит следующим образом.
Грузики 22 сразу после пуска дизеля под действием центробежных сил расходятся и, поворачиваясь на своих осях, через опорное кольцо 20, воздействуют на золотник. Ввиду того, что при помощи гидравлического упора перед пуском дизеля усилие действующей на золотник пружины 10 уравновешивалось результирующим усилием пружин катаракта, инерционные силы, развиваемые грузиками сразу после пуска, оказываются достаточными для быстрого перемещения золотника вправо, в сторону уменьшения подачи топлива. Поэтому резкого заброса частоты вращения при пуске дизеля не происходит.
При перемещении золотника вправо под действием инерционных сил грузиков отсечной поясок Ж золотника перемещается относительно окон И поршня и образует щели, через которые масло из рабочей полости К сливается в полость колпака. Давление масла в рабочей полости К падает, и поршень под действием пружины 13 двигается за пояском Ж, перемещая рейку насоса в направлен» уменьшения подачи топлива. Частота вращения коленчатого вала дизеля снижается и устанавливается такой, при которой инерционные силы грузиков уравновешиваются усилием пружины регулятора 10, а поршень катаракта занимает положение, при котором результирующее усилие пружин катаракта, действующее на шток 40, становится равным нулю. Отсечной поясок Ж золотника и следующей за ним поршень останавливаются в определенном положении, под дарившая необходимую подачу топливаПосле пуска дизеля агрегат предварительной прокачки выключается. Подача тола в полость корпуса упора пуска прекращается, пружина 31 перемещает поршень 30 с упором 35 в крайнее правое положение, и упор пуска в дальнейшей работе регулятора не участвует.
При испытании дизеля упор пуска регулируется так, чтобы при пуске дизеля заброс частоты вращения дизеля был не более 1200 обр/мин. Регулировка упора пуска производится при помощи ограничителя 37. Ввертывание ограничителя уменьшает заброс частоты вращения. После регулировки ограничитель фиксируется контргайкой и контрится проволокой. Изменять положение ограничителя -упора пуска при эксплуатация дизеля не разрешается.
Устойчивость любого режима работы дизеля обеспечивается упруго присоединенным катарактом. При любой установившейся частоте вращения дизеля шток 40 катаракта, связанный с рычагом 46 и со стержнем 8 занимает вполне определенное для каждого режима положение. Пружины 41 и 42 имеют одинаковое поджатие и оказывают на шток 40 равное по величине, во противоположное по направлению воздействие. Таким образом, результирующее усилие пружин катаракта на шток 40, а следовательно, и стержень 8 при работе на установившемся режиме равно нулю, и инерционные силы грузиков уравновешивают суммарное усилие пружины 10. Золотник регулятора не может совершать произвольных колебательных движений в сторону уменьшения или увеличения подача топлива, так как перемещению его вправо препятствует пружина катаракта 42, а перемещению влево - пружина 41. Переход с одного скоростного режима работы дизеля на другой осуществляется рычагом 4, Увеличение частоты вращения достигается поворотом рычага вправо. Плунжер I при этом перемещается влево, поджатие пружины 10 увеличивается. Золотник I7 вследствие нарушения равновесия между усилием пружины 10 и инерционными валами грузиков перемещается влево, а шток 40 - вправо, поджимая пружину 41 и освобождая пружину 42. Поясок Ж золотника открывает доступ масла из полости Е в рабочую полость К, и поршень 16, двигаясь за золотником, перемещает рейку насоса в сторону увеличения подачи топлива. Как только частота вращения дизеля будет такой, при которой инерционные силы грузиков и усилие пружины будут взаимно уравновешиваться, перемещение золотника и следящего за ним поршня прекратится и установится подача топлива, соответствующая вновь заданному режиму. К этому моменту поршень катаракта под действием поджатой пружины 41, подсасывая масло из полости колпака в полость Р, займет положение, при котором усилия пружин 41 и 42 станут одинаковыми и воздействия катаракта на золотник 17 не будет.