Для получения переменной величины подачи топлива плунжер имеет две спиральные отсечные канавка, соединенные между собой в о каналом, идущим вдоль оса плунжера, поперечным сверлением. Изменение начала соприкосновения верхних кромок спиральных канавок плунжера о нижними кромками нижних перепускных отверстий втулка в, как следствие, изменение величавы подача топлива достигается поворотом плунжера.
Поворот плунжера осуществляется поворотном муфтой 19, в нижней части имеющей паз, в который входит поводов плунжера. Как упоминалось выше, на каждую муфту установлен и затянут на ней зубчатый венец 61. Зубчатые венцы попарно входят в зацепление с вестью зубчатыми секторами 61, свободно поворачивающимися на осях 53. Оси устанавливаются в головке насоса и крепятся винтами 54. Долевой зазор сектору на оси устанавливается подбором по толщине регулировочной шайбы 55. Зубчатые секторы соединяются с рейкой насоса 59. Таким образом, перемещение рейки вызывает поворот зубчатых секторов и находящихся в зацеплении с ними зубчатых венцов. Вместе с зубчатыми венцами поворачиваются муфта и плунжер. Пружины 63, попарно стягивающие зубчатые венцы, устраняют влияние зазоров в зацеплении зубчатых венцов с секторами на положение плунжеров.
Передний торец корпуса насоса закрывается отлитой из алюминиевого сплава крынкой 40. Крышка имеет выточку, в которую входит центрирующий поясок картера. Между торцом пояска картера и торцом выточки крышки размещается буртик переднего фланца кулачкового валика 48, ограничивающий осевое перемещение кулачкового валика. Четырьмя шпильками крышка крепится к картеру насоса и двумя шпильками к головке.
Противоположный торец корпуса насоса закрывается отлитой из алюминиевого сплава крышкой 28. В крышке расположен сборник отсечного топлива 30, поступающего из отсечного канала головки насоса. Ввернутый в крышку штуцер 29 предназначен для крепления трубки отвода отсечного топлива. Перепускной канал 31 головки насоса, соединяющий всасывающий канал со сборником отсечного топлива, служит для выхода воздуха в перепуска некоторой части топлива из всасывающего канала. Крынка 28 устанавливается на центрирующий поясок картера, насоса и крепится к вену четырьмя шпильками. Сверху крышка шестью шпильками крепится к головке насоса. К крышке 28 крепится всережимный регулятор дизеля.
С боков корпус насоса закрывается отлитыми из алюминиевого сплава правой и левой боковыми крышками 65 и 60. В левой боковой крынке 60 выполнена полость, в которой размещается рейка насоса 59
На конце рейки закреплен колпачок 62, соединенный со штоком 68. Обе боковые крышки крепятся к картеру, головке и торцевым крынкам винтами. Плоскости разъема уплотняются прокладками из гибкого текстолита и паронита. Шток 68 связан с рычагом всережимного регулятора, управляющим подачей топлива в цилиндры дизеля. Топливо к насосу подводится по трубопроводу, который штуцером 39 крепится к фланцу, закрепленному на переднем торце головки.
Смонтированная на прямоугольных шлицах хвостовика 12, упругая шестерня 69 предназначена для передачи вращения от кулачкового валика насоса шестерне-водилу всережимного регулятора. Упругая шестерня с натягом монтируется на шлицах хвостовика, которые для этой цели хромируются, и затягиваются на нем гайкой 13, законтренной коническим штифтом 14.
Упругая шестерня 69 состоит из ступицы 10 и венца 8, имеющих совместно обработанные четыре окна. В окно закладываются грибки 51. Между грибками с предварительным поджатием устанавливаются пружины 52. дисками 6, стянутыми четырьмя болтами 9, грибки с пружинами фиксируются в окнах ступицы и венца.
При резком изменении числа оборотов кулачкового валика происходит смещение ступицы 10 относительно венца 8, сопровождающееся поджатием пружин 52. Ввиду нежесткого соединения ступицы шестерни с венцом зубья, находящихся в зацеплении шестерен, предохраняются от ударной нагрузки.
б) Принцип работы насоса. Топливный насос золотникового типа. Схема работы насоса представлена на рис.26.
Подающий топливо плунжер 3 является одновременно в золотником, управляющим открытием и закрытием всасывающих в перепускных отверстии цилиндра насоса 1. Фильтрованное топливо по трубопроводу низкого давления поступает во всасывающий канал 4 (верхний канал, идущий вдоль головки насоса). При движении плунжера вниз открываются два всасывающих отверстия 5 втулки плунжера I, через которые плоскость втулки 6, расположенная над плунжером, заполняется топливом.