При переходе на меньшую частоту вращения рычаг 4 поворачивается влево. Поджатие пружины уменьшается, вследствие чего грузики перемещают золотник вправо, а шток катаракта при этом перемещается влево, поджимая пружину 42. Поршень, следуя за золотником, перемещает рейку насоса в направлении уменьшения подачи топлива. Частота вращения дизеля уменьшится и будет такой, при которой инерционные силы грузиков будут уравновешивать вновь установленное усилие пружины регулятора. К этому моменту поршень катаракта под действием поджатой пружины 42, выдавливая масло из полости Р в полость колпака, займет новое положение, при котором усилия пружин катаракта станут одинаковыми. Таким образом, перемещением рычага 4 устанавливается любой скоростной режим работы дизеля.
Следует отметить, что при изменении нагрузки регулятор не сохраняет установленную частоту вращения дизеля. При этом уменьшение нагрузки приводит к небольшому увеличению частоты вращения дизеля, а увеличение нагрузки - к небольшому уменьшению частоты вращения. Процесс регулирования в этих случаях происходит следующим образом.
В случае уменьшения нагрузки частота вращения возрастает, грузики расходятся и, преодолевая усилие пружины, перемещают золотник вправо. Перемещение золотника вызывает некоторое дополнительное поджатие пружины, а следовательно, и увеличение ее усилия Перемещение золотника и поршня в сторону уменьшения подачи топлива прекращается, когда возросшие инерционные силы грузиков и увеличенное усилие пружины будут уравновешиваться. Соответственно необходимому увеличению инерционных сил грузиков увеличивается и частота вращения дизеля после уменьшения нагрузки.
При увеличении нагрузки частота вращения дизеля падает, и инерционные силы грузиков уменьшаются. Под действием усилия пружин золотник перемещается влево. Перемещение золотника вызывает уменьшение поджатая пружины, а следовательно, и уменьшение ее усилия. Перемещение золотника и поршня в сторону увеличения подачи топлива прекращается, когда уменьшившееся усилие пружины и инерционные силы грузиков будут уравновешиваться. Соответственно необходимому уменьшению инерционных сил грузиков частота вращения дизеля после увеличения нагрузки устанавливается несколько ниже частоты вращения до ее увеличения.
Необходимо иметь в виду, что в указанных выше процессах регулирования участвует механизм катаракта, так как любое перемещение золотника вызывает изменение поджатая пружин 41 и 42 катаракта. Но в связи о тем, что поршень катаракта при появлении смещающего его усилия, подсасывая масло в полость Р или выдавливая масло из нее, достаточно быстро занимает положение, при котором усилия пружин 41 а 42 становятся одинаковыми, катаракт не оказывает влияния на окончательно установившуюся после уменьшения или увеличения нагрузки частоту вращения коленчатого вала дизеля.
6.5.4. Масляный фильтр регулятора. Нормальная работа регулятора обеспечивается при отсутствии посторонних усилий, препятствующих нормальному перемещению золотника 19 в отверстии поршня 18 (рис.27). Во избежание появления таких усилий по причине недостаточной чистоты масла последнее подвергается дополнительной фильтрации, осуществляемой масляным фильтром регулятора.
Масляный фильтр (рис. 28) четырьмя шпильками крепится к задней торцовой крышке топливного насоса, состоит из корпуса 16, отлитого из алюминиевого сплава, и крышки 17, собранной с фильтрующим устройством, состоящим из внутреннего и наружного фильтров 14 и 15. Оба фильтра выполнены в виде стаканчиков из бронзолатунной сетки, с припаянными к ним наконечниками. Внутренний фильтр 15 вставляется в наружный фильтр 14, верхний наконечник которого входит в расточку крышки 17. Стяжным болтом 13 оба фильтра крепятся к: крышке 17. Стяжной болт полый, имеет отверстия для прохода масла в полость внутреннего фильтра и шариковый клапан 12, нагруженный пружиной II. Собранная с фильтрующим устройством крышка ввертывается в корпус фильтра. Шариковый клапан 12 служит для перепуска холодного масла.
По специальной трубке масло подводится к верхнему штуцеру, ввернутому в переходную втулку крышки фильтра, и поступает во внутреннюю полость оттяжного болта. Пройдя через отверстия стяжного болта, внутренний и наружный фильтры, очищенное от механических примесей масло заполняет полость корпуса фильтра и по трубке I подводится к регулятору.