При движении плунжера вверх, в момент перекрытия верхней кромкой плунжера всасывающих отверстий втулки, давление топлива в полости втулки начинает повышаться. Когда давление топлива в полости втулки преодолевает остаточное давление в трубке высокого давления II и усилие пружины 9, действующие на нагнетательный клапан 8, клапан поднимается кверху. Подтай нагнетательного клапана ограничивается упором 10. Полость втулки через трубку высокого давления сообщается с форсункой. При дальнейшем движении вверх плунжер подает топливо по трубке высокого давления и каналу форсунки в полость 16 над седлом иглы. Как только давление топлива, действующее на коническую поверхность 17 иглы 19, достигает 200 кгс/см2, игла форсунки поднимается и топливо впрыскивается в камеру сгорания цилиндра 15.
В некоторый момент, зависящий от положения плунжера, спиральные канавки 14, выполненные на плунжере, совпадают с перепускными отверстиями 13 и сообщают полость втулки с каналом отсечного топлива 2 (нижний канал, идущий вдоль головки насоса). Подача топлива плунжером прекращается. Происходи перепуск топлива из полости втулки в отсечной канал. При этом более высокое давление в трубке II и пружина нагнетательного клапана 9 прижимают нагнетательный клапан 8 к седлу 7. Клапан закрывается и разобщает трубку высокого давления с полостью втулки плунжера, а также разгружает трубку от чрезмерного остаточного давления. Разгрузка трубки необходима во избежание дополнительного открытия мглы отраженной волной давления и попадания нераспыленного топлива в камеру сгорания цилиндра.
Функцию разгрузки трубки высокого давления выполняет отсасывающий поясок 12, прилегающий к конусу нагнетательного клапана. При посадке клапана на седло отсасывающий поясок входит в направляющее отверстие седла, при этом объем трубки высокого давления увеличивается на объем хода отсасывающего пояса от момента перекрытия им направляющего отверстия до посадки клапана в седло. Давление в трубке резко падает, форсуночная игла быстро закрывает сопло форсунки, и впрыск топлива прекращается.
Отсечное топливо отводится от топливного насоса через штуцер на задней торцевой крышке.
Изменение количества подаваемого насосом топлива осуществляется поворотом плунжера 3 во втулке плунжера I. При этом момент перекрытия верхней кромкой плунжера всасывающих отверстий втулки, т.е. начала подачи топлива, остается без изменений. Изменяется конец подачи топлива, или, что то же самое, момент совпадения спиральных канавок 14 плунжера с перепускными отверстиями 13 втулки. Изменение момента конца подачи топлива вызывает уменьшение или увеличение рабочего хода плунжера и, соответственно, уменьшение или увеличение количества подаваемого им топлива.
в) Смазка насоса. Масло к топливному насосу подводится по трубке, соединенной с внешней масляной магистралью дизеля. Боковой ниппель трубки соединяется со штуцером 42 (рис.24), конец которого входит в отверстие второго подшипника кулачкового валика. Через сверление в штуцере масло заполняет канавку 44, проточенную в подшипнике, проходит через сверление 43 во внутреннюю полость кулачкового валика и из нее через сверления в рабочих шейках валика выходит на смазку остальных шести подшипников. Толкатели насоса смазываются маслом, разбрызгиваемым кулачками валика. Масло, попавшее в полость стоек насоса, сливается в картер его через сверление в донышке толкателя. Смазкой плунжера служит топливо, проникающее по зазору между плунжеров и втулкой плунжера.
Собиравшееся в картере насоса масло через два отверстия 50 и сливные трубки с дюритовым уплотнением, установленные в крайних опорах топливного насоса, стекает в верхний картер дизеля,
г) Регулировка насоса. Для нормальной работы дизеля в цилиндры его должно подаваться одинаковое количество топлива. При этом подача топлива должна происходить в строго определенный момент. Указанные требования обеспечиваются регулировкой насоса. Насос подвергается регулировке на начало подачи и на количество подаваемого топлива. Регулировка насоса производится на специальных установках.
Регулировка на начало подачи топлива производится так, чтобы подача топлива плунжерами насоса происходила через 30° угла поворота кулачкового валика, или, что то же самое, через 60° угла поворота коленчатого вала (порядок подачи топлива плунжерами насоса определяется расположением кулачков на валике). Регулировка осуществляется регулирующим болтом толкателя. Ввертывание и вывертывание регулирующего болта удлиняет иди укорачивает пару толкатель-плунжер и вызывает изменение момента перекрытия верхней кромкой плунжера всасывающих отверстий втулки, т.е. момент начала подачи топлива.