Сст = Ст + Сд + Св,
где Ст – стоимость груза как товара; Сд, – стоимость доставки груза до грузополучателя (например, до покупателя); Св, – страховой взнос (страховая премия).
Страхование может покрывать большую цену, чем та, которая, предусмотрена в договоре купли-продажи. Данный случай упоминается в Инкотермс в разделах «договоры перевозки и страхования» (п.А3) для условий CIF, CIP, когда страхование должно покрывать, как минимум, цену, зафиксированную в договоре купли-продажи, плюс 10%, т.е. 110%.
В договоре страхования может оговариваться франшиза (размер ущерба страхователя, не возмещаемый страховщиком) или лимит ответственности страховщика (максимально выплачиваемое страховщиком страховое возмещение).
Договор страхования вступает в силу с момента оплаты страхового взноса страхователем.
После наступления страхового случая и требования страхового возмещения, страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:
Ø страховой полис;
Ø отгрузочные документы, включая накладные, инвойсы для подтверждения своего имущественного интереса в застрахованном грузе;
Ø акты осмотра груза, подписанные представителями продавца и покупателя, и/или акты экспертизы, проведенной независимой экспертной организацией (например, Торгово-промышленной палатой (ТПП)) и иные официальные документы для подтверждения страхового случая;
Ø акты осмотра груза представителями страховщика или независимой экспертной организацией (например, ТПП) по согласованию со страховщиком и иные официальные документы для доказательства размера своих претензий по убыткам.
Обстоятельства, при которых у перевозчика возникает обязанность возместить ущерб
Согласно статье 796 ГК РФ, гласящей: «В соответствии ГК РФ перевозчик несет полную материальную ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. Если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Таковыми обстоятельствами являются:
Ø обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия: наводнения, цунами, землетрясения, действия подземного огня, а также удары молний и пр.);
Ø возникновение опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;
Ø проявление любых действий по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море;
Ø разного рода возгорания и пожары, возникшие не по вине перевозчика;
Ø действия или распоряжения соответствующих властей (задержания, аресты, карантин и другие);
Ø военные действия и народные волнения;
Ø действия или бездействия отправителя или получателя;
Ø своевременное обнаружение скрытых недостатков груза‚ его свойств или естественной убыли;
Ø выявление незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
Ø выявление недостаточности или неясности марок;
Ø забастовки или иные обстоятельства, вызвавшие приостановление либо ограничение работы полностью или частично;
Ø причиненный вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, в вождении воздушного судна или в навигации и что во всех других отношениях он и поставленные им лица приняли все необходимые меры (по варшавской конвенции 1929 г.);
Ø перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки,
Ø если утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана, других членов экипажа судна либо лоцмана (навигационная ошибка);
Ø иные обстоятельства, возникшие не по вине перевозчика, его работников или агентов.
Российские условия страхования