Логистические услуги, как и другие услуги, проходят процедуру государственного регулирования. Подробнее же остановимся на вопросах регулирования при внешней торговле товарами, так как перевозчики берущие грузы к перевозки часто сами проходят процедуру оформления документов на границе.
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №164–ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Подробно для товаров представлена схема государственного регулирования ВТД на рисунке 3.
Более подробно методы описаны в таблице №47 Приложения №1.
Рисунок 3 «Методы государственного регулирования (подробно для товаров)».
Международные правила перевозки грузов
Правовое пространство международных перевозок определяется межгосударственными конвенциями, соглашениями, национальными законодательствами стран-участниц внешнеэкономической деятельности. Россия как участник мировой торговли приняла обязательство по выполнению ряда международных правил, унифицированных и упростивших перевозку внешнеторговых грузов. Практически каждого участника ВЭД в России затрагивают следующие международные правила и условия перевозки.
Конвенция о договоре по международной перевозке грузов (КДПГ)
Конвенция о договоре по международной перевозке грузов (Convention on the Contract for the International carriage of goods by road) унифицирует условия, регулирующие договоры о международной дорожной перевозке грузов и ответственности перевозчиков. Конвенция применяется к любому договору дорожной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда место принятия груза и место, предназначенное для сдачи груза, указанные в договоре, находятся в двух разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от местожительства и национальности сторон договора (п.1 статьи 1).
При применении настоящей Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов, своих служащих и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты, служащие или другие лица действуют в рамках, возложенных на них обязанностей (глава II, статья 3 данной конвенции).
Договор перевозки подтверждается составлением накладной (сокр. CMR). Накладная должна содержать следующие данные (статья 6):
Ø дата и место составления;
Ø наименование и адрес отправителя;
Ø наименование и адрес перевозчика;
Ø место и дата принятия груза и место, предназначенное для доставки;
Ø наименование и адрес получателя;
Ø принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
Ø число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;
Ø вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
Ø платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;