6.3.1. Турбокомпрессор. Турбокомпрессор (рис.18) предназначен для увеличения мощности дизеля за счет подачи сжатого воздуха в цилиндры. Сжатие воздуха производится центробежным компрессором, получающим энергию от газовой турбины, работающей в импульсном потоке выхлопных газов дизеля.
Подвод газа к турбине осуществляется выпускными коллекторами.
Основными частями турбокомпрессора являются корпус подшипников 6 (рис, 18), ротор 13, корпус турбины 7, корпус компрессора 3 и уплотнения.
На корпусе подшипников тлеются фланцы подвода и отвода воды, штуцер подвода и фланец слива масла, с торцов - посадочные бурты для присоединения корпусов турбины и компрессора. Корпус подшипников со стороны турбины находится в контакте с горячими газами. Для охлаждения масла и турбинной стенки в корпусе имеется водяная камера (полость Г), в которой циркулирует вода, подводимая из системы охлаждения дизеля. Через патрубок 18 вода отводится из корпуса подшипников.
Нижняя часть корпуса подшипников оканчивается опорой для крепления турбокомпрессора к кронштейну дизеля.
Со стороны турбины в расточку корпуса, запрессована крышка II уплотнения, со стороны компрессора установлена съемная крышка 5, закрепленная винтами 17. Крышки являются неподвижными элементами уплотнений ротора.
Ротор 13 состоит из соединенных одним валом колес турбины и компрессора, деталей уплотнения. Колесо турбины 10 отлито из жаропрочной стали. На шлицевом конце вала установлено колесо компрессора 15, которое фиксируется от осевого смешения гайкой 16.
За колесом компрессора 15 на валу установлено упорное кольцо 14, являющееся одновременно упорным буртом подшипника.
Ротор при изготовлении подвергается точной динамической балансировке.(25 000 обор/мин)
Корпус компрессора 3 отлит из алюминиевого сплава, имеет два канала, оканчивающиеся цилиндрическими патрубками, которые соединены с впускными коллекторами. Между патрубками (в центре корпуса) имеется входной канал для забора воздуха в компрессор, С входным каналом сопрягается вставка 4, которая крепится к корпусу шпильками. Вставка компрессора со стенкой корпуса подшипников образует безлопаточный диффузор. Между вставкой 4 и корпусом компрессора 3 установлена регулировочная шайба.
К корпусу компрессора крепится на шпильках впускной патрубок 1 с воздушной заслонкой 2, перекрывающей поток воздуха при срабатывании автомата предельных оборотов.
Подшипник скольжения в турбокомпрессоре выполнен в виде плававшей втулки12. Для снабжения смазкой опорных и упорных поверхностей подшипника на внутренней поверхности втулки выполнены продольные канавка, выходящие на торец. Система смазки подшипников циркуляционная под давлением,- общая с системой смазки дизеля. Масло подводится через штуцер на корпусе подшипников и по каналам поступает к подшипникам и валу ротора. Радиальные и торцовые зазоры в подшипниках обеспечивают надежную смазку всех поверхностей трения. Из масляной камеры (полости В) турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля самотеком.
Для изолирования масляной полости корпуса подшипников от выхлопных газов и предотвращения засасывания масла в проточные частя компрессора и турбины на валу ротора установлены газо-масляные уплотнения. Уплотнение компрессора состоит из съемной крышки 5 и упорного кольца 14, в канавках которого размещены два уплотнительных кольца типа поршневых. Крышка крепится винтами в расточке корпуса подшипников.