Таким образом, географическое расположение Республики Казахстан в центре Евразийского континента, соседство с такими странами как Россия и Китай, большая протяженность территории и низкая плотность населения, а также недостаточная развитость железнодорожных путей и автомобильных дорог, особенно в быстро развивающихся нефтяных районах (Западный Казахстан), способствуют развитию воздушных сообщений. С развитием регионов значительно увеличилась потребность в региональных перевозках, а интеграция в международное экономическое пространство и повышение доходов населения Казахстана вызывают рост потребности в полетах в ближнее и дальнее зарубежье.
В данное время на территории Казахстана десятки авиакомпаний осуществляют полеты на воздушных судах из дальнего и ближнего зарубежья. Кроме российских авиакомпаний «Трансаэро», «КрасЭйр», «Пулково», в Казахстане также работают Luftgansa, KLM, British Airways, Asiana, Turkish Airlines, China Southern Airlines, Iran Air, Pakistan International, украинская «UM Air» и государственные авиакомпании Туркмении, Узбекистана и Таджикистана.
Судя по статистическим данным, наблюдается все возрастающий спрос на авиаперевозки. Это обособлено экономическим ростом, как республики, так и ростом благосостояния граждан.
Однако развитие туризма ставит под угрозу решение Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, в котором говорится, что все международные рейсы с 1 сентября 2005 года должны быть переведены из аэропорта Алматы в аэропорт новой столицы г. Астану. В результате чего с казахстанского рынка могут уйти такие крупные перевозчики как Lufthansa и KLM.
Согласно расчетам Алматинской ассоциации предпринимателей, международный перелет в Алматы через Астану увеличит стоимость авиабилетов вдвое, что, в свою очередь, повлечет за собой сокращение потока туристов. Убытки туристической отрасли Казахстана могут составить порядка 90 млн. долларов в год.
Единственной авиакомпанией, которая не препятствует переводу всех рейсов в Астану, является «AIR ASTANA» - управляющая компания аэропорта, так как новый международный терминал отвечает всем требованиям международного ключевого узла (хаба).
«AIR ASTANA» была образована в мае 2002 года и является совместным предприятием, 51% которого принадлежит правительству РК и 49% - британской BAE Systems Ltd. За этот период она освоила 21 международных и 17 внутренних направлений. Среди них рейсы в Стамбул, Бангкок, Пекин, Москву, Дубаи, Ганновер, а также в Атырау, Уральск, Астану, Алматы, Актау и Актобе.
На данный момент в авиапарке «AIR ASTANA» - 11 воздушных судов, в том числе три Боинга 737-700/800, три Боинга 757-200 и 5 самолетов Fokker-50.
«AIR ASTANA» - авиакомпания западного образца и с 25 августа 2003 года стала действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IАТА). Авиакомпания осуществляет и расширяет свою деятельность на коммерческой основе и в соответствии с текущей рыночной ситуацией.
На конец января в республике зарегистрировано 37 авиакомпаний, в том числе 10 государственных и 27 — частных. Более 85% всех объемов перевозок выполняют государственные компании, среди которых «AIR ASTANA» (67%), «ИртышАвиа» (6,5%), «Атырау Ауе Жолы» (4%), «Евро-Азия Эйр», «Семей Авиа» (2,6%) и ряд других. Впрочем, реально активных авиаперевозчиков гораздо меньше. Жизнедеятельность многих других компаний проявляется только в периоды роста спроса на чартерные перевозки. При этом возникают новые перевозчики, а старые авиакомпании исчезают, оставляя за собой многочисленные долги. По ряду оценок, только за использование воздушного пространства ушедшие с рынка казахские авиакомпании задолжали России около 6-7 млн. долл.
По данным Комитета Гражданской Авиации в 2003 году авиакомпаниями Казахстана было перевезено около 1 млн. 300 тыс. пассажиров, что на 28% больше, чем в 2002 году. В 2004 году объем пассажирских авиаперевозок по сравнению с 2003 годом возрос на 30%.