Обретение самостоятельности авиацией республики привело к созданию значительного количества авиакомпаний. По состоянию на конец января в республике зарегистрировано 47 авиакомпаний. Более 85% всех объемов перевозок выполняют государственные компании, среди которых «AIR ASTANA» (67%), «ИртышАвиа» (6,5%), «Атырау Ауе Жолы» (4%), «Евро-Азия Эйр», «Семей Авиа» (2,6%) и ряд других. Впрочем, реально активных авиаперевозчиков гораздо меньше. Жизнедеятельность многих других компаний проявляется только в периоды роста спроса на чартерные перевозки. При этом возникают новые перевозчики, а старые авиакомпании исчезают, оставляя за собой многочисленные долги. По ряду оценок, только за использование воздушного пространства ушедшие с рынка казахские авиакомпании задолжали России около 6-7 млн. долларов [32].
По данным Комитета Гражданской Авиации в 2003 году авиакомпании Казахстана перевезли 1 млн. 300 тыс. пассажиров, что на 28% больше, чем в 2002 году. В 2004 году объем пассажирских авиаперевозок по сравнению с 2003 годом возрос на 30%.
Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан насчитывает (по состоянию на сентябрь прошлого года) 603 летательных аппарата, в том числе 526 самолетов (из них 163 относятся к 1-3 классу) и 77 вертолетов. Практически все эти воздушные суда (ВС), чей эксплуатационный ресурс составляет 20-25 лет, произведены в 60-70-х гг., так что сегодня они подошли к рубежу разрешенной эксплуатации. По данным Главной инспекции по надзору за безопасностью полетов при Министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана, из общего количества воздушных судов исправными признаются только 37% самолетов и 59% вертолетов. Новых самолетов в Казахстане нет вообще, а самолетов западного производства (тоже весьма неновых) за этот период добавилось всего несколько единиц. Как и на всем постсоветском пространстве, объемы авиаперевозок в Казахстане после распада СССР резко упали. Официальные итоги прошедшего года на момент написания данной статьи еще не были подведены, но количество перевезенных пассажиров в республике едва ли превысит 1 млн. чел. На сегодня, по данным Комитета гражданской авиации (КГА) доля гражданской авиации в общих транспортных перевозках республики составляет всего 0,12%. Тем не менее, доля внутренних авиаперевозок остается относительно большой, почти 40% от общего объема. Только между Алматы и Астаной — старой и новой столицами - ежедневно совершается 6 пассажирских рейсов.
В соответствии с законом «О регулировании деятельности гражданской авиации» от 1 января 2005 года республика приступила к переходу нормативной правовой базы по регулированию воздушного пространства страны к западным стандартам. При этом произойдет нивелирование моделей европейского и американского законодательства к специфике отрасли гражданской авиации Казахстана. По мнению руководства КГА, от такого перехода будут получены значительные экономические выгоды, поскольку «соответствие общим мировым стандартам позволит относительно просто проводить международную регистрацию ВС, что в свою очередь снизит риски финансовых институтов и лизингодателей, вовлеченных в сделки» [7].
Отсутствие финансовых средств, необходимых для поддержания летной годности и обновления парка воздушных судов современными типами, повлияло на формирование конкурентной среды, которая на сегодняшний день находится на критически низком уровне. Деятельность большинства авиакомпаний не обеспечивает должным образом их прибыльность и безопасность полетов. Имея в наличии недостаточное количество самолетов определенного типа, казахстанские авиакомпании зачастую не способны обеспечить осуществление регулярных рейсов. Из зарегистрированных 47 авиакомпаний 11 - не имеют собственных воздушных судов, при этом:
- 6 авиакомпаний осуществляют регулярные пассажирские перевозки;