АРИСА-САРИН - из Европы в Китай и страны Юго-Восточной Азии; АРИСА-ОДИВА - из Европы в страны Южной Азии;
АЗАБИ-ТИРОМ - из Европы в страны Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока;
САРИН - БАЛУН - из стран Ближнего Востока в Китай и страны Юго-Восточной Азии.
В настоящее время протяженность сети маршрутов увеличена до 60 000 км, а общее количество воздушных коридоров для международного сообщения на 2003 год составляет 66. Общий объем выполняемых в настоящее время полетов достигает до 100 тыс. в год, более половины из которых транзитные.
Существующая сеть транзитных маршрутов, в основном удовлетворяет потребности авиакомпаний, использующих воздушное пространство Республики Казахстан.
Существенным фактором притягательности воздушных коридоров над Казахстаном является состояние радионавигационного оборудования. В большинстве аэропортов оно отвечает современным требованиям по обеспечению управления воздушным движением и безопасности полетов гражданских воздушных судов в верхнем воздушном пространстве. В тоже время, необходимо дополнительно принять меры по модернизации аэронавигационных объектов, обеспечивающих управление воздушным движением в районе аэропорта. РГП "Казаэронавигация" наряду с освоением современных систем радиолокации, радионавигации и связи вводит в эксплуатацию автоматизированные центры по управлению воздушным движением.
На рынке международных перевозок, в том числе и в ближнее зарубежье, ни одна казахстанская компания не способна на равных бороться со своими конкурентами.
Но в целом авиарынок Казахстана перспективен для обслуживания туристов, так как республика расположена на перекрестке путей между такими регионами как Европа, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия. Поэтому на территории Республики Казахстан десятки авиакомпаний осуществляют полеты на воздушных судах из дальнего и ближнего зарубежья. В настоящее время в Казахстане кроме российских авиакомпаний «Трансаэро», «КрасЭйр», «Пулково», работают также Luftgansa, KLM, British Airways, Asiana, Turkish Airlines, China Southern Airlines, Iran Air, Pakistan International, украинская «UM Air» и государственные авиакомпании Туркмении, Узбекистана и Таджикистана.
Таблица 8 - Перевозки пассажиров воздушным транспортом в Республике Казахстан (данные КГА)
Годы |
Международные сообщения (млн. чел.) |
Междугородние сообщения (млн. чел.) |
2001 г |
0,3 |
0,5 |
2002 г |
0,4 |
0,6 |
2003 г |
0,5 |
0,7 |
Как видно из таблицы пассажиропоток на воздушном транспорте в период с 2001 года по 2003 год возрос как на международных сообщениях, так и на междугородних – внутренних. Если в 2001 г. было зарегистрировано 300 тысяч человек, пользующиеся международными рейсами, то в 2003 г. эта цифра увеличилась до 500 тысяч человек, что почти в два раза превышает предыдущие показатели. На междугородних сообщениях также наблюдается повышающийся спрос на авиаперевозки.
Более детально мы рассмотрели самые крупные зарубежные авиакомпании, которые предоставляют комфортабельные услуги по перевозке резидентов и нерезидентов.
Среди российских перевозчиков крупнейшим на казахском направлении остается компания «ТрансАэро»
, которая работает на рынке авиаперевозок Казахстана уже более 10 лет, и за этот срок перевезла 1,5 миллиона пассажиров. «ТрансАэро» имеет девять частот в неделю на Алматы, три — на Астану, две на Караганду и одну на Атырау. Самолет «ТрансАэро» первым из зарубежных авиакомпаний совершил рейс в новую столицу Казахстана - Астану. В настоящее время авиакомпания обеспечивает воздушное сообщение с 7 городами Казахстана. Кроме того, по словам руководства компании, планируется открытие рейсов в Актау, Кустанай и Павлодар.
ТРАНСАЭРО — первая в России негосударственная авиакомпания. Работает на рынке внутренних и международных авиационных пассажирских и грузовых перевозок с 1991 г. «Трансаэро» имеет сильные и прочные позиции на рынке авиационных перевозок. Развитая сеть продажи включает собственные офисы и более чем 250 агентов в России, СНГ и дальнем зарубежье. Компания «Трансаэро» является членом основных международных систем продажи авиабилетов. Имеется сертификат Федеральной авиационной администрации США на самостоятельное техническое обслуживание самолетов американского производства. Собственный Центр подготовки авиационного персонала, сертифицированный российскими авиационными властями, готовит специалистов не только для «Трансаэро», но и для других авиакомпаний России и СНГ. Успешно работают дочерние компании - «Трансаэро-экспресс», и «Трансаэро-тур-групп». Создан уникальный для России продукт в области пассажирских авиаперевозок, соответствующий международным стандартам [1].