В соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом будет продолжаться, хотя его темпы будут несколько ниже достигнутых в последние годы.
Намечаемые тенденции роста доли перерабатывающих областей в структуре промышленного производства приведут к дальнейшему увеличению удельного веса Европейского региона. Доля грузов топливно-энергетического и рудно-металлургического комплексов в общероссийском отправлении в перспективе снизится с 57% в 2000 г. до 50-52% к 2010 г.
Практически весь прирост перевозок нефтегрузов, как и угля (90% и выше), обусловлен ростом потребления на внутреннем рынке страны в основном за счет выведения НПЗ на экономически эффективный среднеотраслевой уровень загрузки мощностей по переработке нефти (80-85% против 60% в настоящее время).
Общее увеличение отправления рудных грузов составит к 2005 г. 12 млн. т. и к 2010 г. – 32 млн. т по сравнению с 2000 годом. Рост погрузки обусловлен в основном освоением нового Чинейского месторождения в зоне БАМа (Читинская обл.) и строительством Яковлевского рудника в Белгородской области, а также увеличением производства железорудного сырья на Качканарском ГОКе и предприятиях КМА – Лебединском и Стойленском ГОКах. Увеличение отправления цветной руды в значительной степени связано со строительством Средне-Тиманского комплекса в Республике Коми в составе ГОКа и глиноземного завода.
Основную долю прироста отправления металла в рассматриваемой перспективе обеспечат металлургические предприятия Урала, при этом доля 2-х гигантов отрасли – Нижнетагильского и Магнитогорского комбинатов - возрастет с 50% в настоящее время до 60% в 2010 г. Нарастающая тенденция увеличения прироста заготовок деловой древесины находит свое отражение в такой же тенденции роста отправления лесных грузов. Рост отправления лесных грузов к 2005 г. составит 15 млн. т, к 2010 г. – 20 млн. т. по отношению к 2000 г.
Основной прирост отправления минеральных строительных материалов и прочих грузов приходится на железные дороги Европейской части России.
Прогнозные оценки объемов российской внешней торговли приняты в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанными Центром стратегических исследований и одобренными Правительством Российской Федерации в июле 2000 г.
Таблица 11 «Прогноз объема Российской ВТ (млрд. долл. США)»
Отчет |
Оценка |
Прогноз | ||||||||||
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Экспорт |
72,9 |
103,0 |
81,2 |
83,8 |
86,4 |
88,7 |
91,3 |
93,9 |
96,5 |
99,0 |
101,6 |
104,2 |
Импорт |
30,3 |
33,9 |
54,0 |
59,9 |
65,1 |
70,7 |
74,8 |
78,9 |
83,0 |
87,1 |
91,2 |
95,3 |
ВСЕГО |
103,2 |
136,9 |
135,2 |
143,7 |
151,5 |
159,4 |
166,1 |
172,8 |
179,5 |
186,1 |
192,8 |
199,5 |
Ожидается, что к 2010 г. объем внешней торговли России в стоимостном выражении возрастет по сравнению с уровнем 2000 г. на 45%, а объемы перевозок экспортно-импортных грузов – на 18 - 27%.
Таблица № «Прогноз объема перевозок внешнеторговых грузов (млн. т)»
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2010 | |
Минимальный вариант |
609 |
622 |
635 |
648 |
705 |
Максимальный вариант |
615 |
635 |
655 |
675 |
766 |