Особенности российского железнодорожного транспорта
Российский железнодорожный транспорт - исторически сложившаяся естественная монополия. Государственная собственность на него была подтверждена законом "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. Схема управления оставалась неизменной более века: Министерство путей сообщения (МПС) - железная дорога с входящими в ее состав отделениями и линейными предприятиями.
Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей и количеству электровозов, второе (после США) - по эксплуатационной длине, равной 125,9 тыс. км, или 7% мировой сети, третье - по грузообороту (после Китая и США) и по числу пассажиров (после Японии и Индии). Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов российского транспорта общего пользования составляет более 80% (в США - 50, в Западной Европе - 30), а в пассажирообороте - более 41%.
В МПС работали 1,5 млн. человек. В него входили 17 железных дорог, 94 предприятия по ремонту подвижного состава, производству машиностроительной продукции и иного профиля, отраслевой ремонтно-строительный комплекс с проектно-изыскательскими организациями, социальная сфера - предприятия торговли (4777) и общественного питания (1340), учреждения здравоохранения (медицинской помощью обеспечивается свыше 6 млн. человек), просвещения, культуры и спорта, 10 вузов, около 600 школ и средних специальных учебных заведений.
В 1998 г. коммерческий грузооборот железнодорожного транспорта составил 1020 млрд. т · км (92,7% к уровню 1997 г.), объем погрузки - 834,3 млн. т (94,2% к уровню 1997 г.). Подавляющая часть грузов перевозится общим для всех дорог парком вагонов и контейнеров, находящихся в собственности МПС, при этом возврат и распределение порожних вагонов регулируются централизованно, что позволяет снизить холостой пробег.
Износ основных производственных фондов на железных дорогах более 45%, свыше 20% тепловозов, около 30% электропоездов и почти половина дизельных поездов находятся за пределами установленного срока службы. Почти треть грузовых вагонов выпущена до 1973 г. и по прочности не удовлетворяет нормативам. Морально и физически устарели система связи и устройства электрификации, в тяжелом положении находятся путевое хозяйство и ремонтные предприятия. В результате кризиса замедляется оборот вагонов, закрываются или остаются без загрузки сотни станций и депо, свертывается движение на малодеятельных линиях и участках, 147 из них убыточны. Отрасль теряет высококвалифицированные кадры.
Модернизация железнодорожного транспорта
Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного регулирования в Российской Федерации и должна обеспечить благоприятные условия экономической и социальной деятельности, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Значимость проблемы определяется необходимостью решения на видах транспорта различных задач.
Таблица 6 «Задачи необходимые для решения по железнодорожному транспорту»
Железнодорожный транспорт |
Ø внедрение информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения; Ø оптимизация эксплуатационной работы сети и совершенствование управления перевозочным процессом, создание единого центра управления перевозками и 7 региональных центров; Ø создание и поставка железнодорожному транспорту подвижного состава нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями, модернизация и техническое переоснащение заводской и линейной ремонтных баз; Ø поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта для ликвидации тенденции нарастания уровня их износа, повышения безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов; Ø расширение полигона электрификации с доведением доли грузооборота, выполняемого электротягой, до уровня 80-83%; Ø снижение себестоимости перевозок на 10-12% по сравнению с уровнем 2000 г.; Ø реконструкция и модернизация железнодорожных линий общим протяжением более 8 тыс. км для организации скоростного движения пассажирских поездов со скоростями 160-200 км/ч; Ø реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся новым морским портам; Ø рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие интермодальных перевозок, основанных на логистических принципах и совершенствование информационного обеспечения; Ø Снижение подвижного состава – в планах до 60%. |