Когда колеса автомобиля расторможены, выпускной конический клапан открыт и внутренняя полость тормозных камер сообщена с полостью тормозного крана, которая, в свою очередь, соединена с атмосферой, а впускной конический клапан закрыт под давлением возвратной пружины. В тормозные камеры сжатый воздух поступать не будет. Схема работы тормозного крана в этом положений показана на рис. 6, б.
Рис. 6 Тормозной кран автомобиля ЗИЛ 130 а) торможение, б) растормаживание
В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который при помощи уравновешивающей пружины прижимает седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан, и сжатый воздух поступает в тормозные камеры—колеса затормаживаются (рис. 6, а).
Когда отпускают педаль тормоза, рычаг тормозного крана возвращается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной открывается и сжатый воздух через клапан выпускного отверстия свободно выходит из тормазных камер в атмосферу – колеса растормаживаются.
Если грузовой автомобиль, имеющий пневматический привод тормозов, используют для работы с прицепом, то на нем устанавливают комбинированный тормозной кран, в котором предусмотрено устройство для управления тормозами автомобиля и прицепа. Это устройство предусматривает торможение прицепа (полуприцепа) несколько раньше торможения автомобиля, в результате чего исключается «набег» прицепа на автомобиль в момент торможения и увеличение нагрузки на его ходовую часть.
В отличие от тормозного крана автомобиля в комбинированном тормозном кране, устройство которого показано на рис. 7, имеются две камеры, нижняя и верхняя. Нижняя камера предназначена для управления тормозами автомобиля, а устройство ее и принцип работы подобны камере тормозного крана автомобиля. Верхняя камера служит для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В верхней тормозной камере комбинированного тормозного крана вместо стакана уравновешивающей пружины, имеющегося в тормозном кране автомобиля, установлен шток. Привод комбинированного тормозного крана осуществляется от тормозной педали тягой, соединенной с большим и малым рычагами.
Если автомобиль не заторможен, впускной клапан камеры управления тормозами прицепа открыт и сжатый воздух из воздушных баллонов проходит в магистраль прицепа, а довление воздуха регулируется уравновешивающей пружиной верхней камеры.
Рис. 8 Тормозной кран прицепа