На автомобиле ЗИЛ-130 применена тормозная система с пневматическим приводом. Такая система тормозов состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода.
Тормозной механизм колес автомобиля ЗИЛ-130 показан на рис. 3. Чугунные тормозные колодки стягиваются пружиной, верхними концами они опираются на разжимный кулак, а нижними — на эксцентриковые пальцы.
Каждая тормозная колодка имеет по две приклепанные к ней фрикционные накладки. Чтобы не допустить бокового смещения колодок, они на одном конце удерживаются накладкой, надетой на пальцы, а на другом — скобой, охватывающей стягивающую пружину. Разжимный кулак изготовлен вместе с валом. На внешнем шлицованном конце вала укреплен рычаг, внутри которого размещены червячная шестерня и червяк. Рычаг при помощи штока соединен с диафрагмой, зажатой между корпусом и крышкой тормозной камеры.
На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для создания постоянного запаса сжатого воздуха служит компрессор и воздушные баллоны. На автомобиле ЗИЛ-130 для этой цели установлен двухцилиндровый поршневой компрессор, который укреплен на головке цилиндров и приводится в действие ремнем от шкива вентилятора системы охлаждения
Рис. 3. Тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-130
Компрессор (рис. 4 а) состоит из картера, блока цилиндров, головки, поршней с кольцами, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысла, двух плунжеров, двух штоков и приводного шкива.
Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора, когда порине-нь опускается вниз, а нагнетательный клапан закрывается, впускной клапан открывается и в цилиндр по патрубку поступает воздух, предварительно очищающийся в воздушном фильтре карбюратора. При движении поршня вверх впускной клапан закрывается, воздух в цилиндре сжимается и под его давлением открывается нагнетательный клапан, через который воздух поступает в камеру головки. Для охлаждения головки, которая нагревается во время работы компрессора, к ней по гибким резиновым шлангам от системы охлаждения двигателя подводится вода. На рис. 4 б показано разгрузочное устройство, которое имеет компрессор. Разгрузочное устройство соединено с регулятором давления, который автоматически поддерживает заданное давление воздуха в системе пневматического привода тормозов.
Если давление сжатого воздуха в системе находится в пределах 5,6—7,4 кГ/см2, при помощи регулятора давления полость разгрузочного устройства соединяется с воздушными баллонами, в которых содержится запас сжатого воздуха. Поступление воздуха в систему прекращается, как только под давлением воздуха плунжеры и штоки разгрузочного устройства поднимутся вверх и впускные клапаны при этом откроются.
Если давление сжатого воздуха в системе снизится до 5,6 кГ/см2, впускные клапаны под воздействием пружины через коромысла опускаются и сжатый воздух будет поступать в воздушные баллоны до тех пор, пока давление воздуха в них не достигнет 7,4 кГ/см2.
Рис. 4 Компрессор автомобиля ЗИЛ-130.
Для смазки трущихся деталей компрессора масло от главной магистрали системы смазки двигателя по маслопроводу, подведенному к торцу коленчатого вала, поступает в масляный канал в коленчатом валу, к шатунным подшипникам и по каналу в шатуне к поршневым пальцам. Из картера компрессора масло по маслопроводу вновь возвращается в картер двигателя.