Ведомая шестерня 6 с запрессованной в нее втулкой свободно вращается на оси шестерни 20, которая фиксируется от проворачивания и осевого перемещения винтом 19, ввернутым в крышку насоса. Для перепуска излишка масла из полости нагнетания насоса во всасывающую полость с целью поддержания необходимого давления в корпусе насоса устанавливается редукционный клапан.
Клапан состоит из штуцера 2 с ввернутым в него регулировочным винтом I и клапана 5, нагруженного пружиной 4, опирающейся одним торцом на клапан 5, другим - на тарелку 23.
Вращением регулировочного винта I и штуцера 2 устанавливается требуемая затяжка пружины и, следовательно, необходимая величина давления масла в главной магистрали дизеля.
Регулировочный винт I контрится контргайкой 25, а штуцер 2 стопорится винтом 3. Для предотвращения возможной течи масла и попадания воздуха в насос регулировочный винт закрыт колпачком 26 и уплотнен кольцом. Колпачок 26 и винт 3 законтрены и опломбированы
В полости корпуса насоса установлен валик 10, внутренняя полость которого служит для прохода масла из фильтра в дизель. Валик уплотнен кольцом II.
Трущиеся поверхности деталей маслонагнетаюшего насоса смазываются циркулирующий маслом. Валик 14 смазывается маслом, поступавшим из полости И по канавкам в крышке. Масло для смазка оси шестерни 20 подводится во внутреннюю полость оси и через радиальное сверление в оси выходит к трущимся поверхностям.
Масло из бака поступает через приемный патрубок 21 во всасывающую полость Д насоса, подается насосом в нагнетающую полость Г, которая сообщается каналом Ж, перекрытым редукционным клапаном, с полостью всасывания. Из нагнетающей полости масло подается в канал Л и через штуцер 18 направляется к отдельно стоящему фильтру. Из фильтра масло возвращается через штуцер 17 в полость К маслонагнетаюшего насоса, откуда через внутренний канал валика 10 попадает в полость И и по каналам (на рис. не показаны) в крышке подходит к двум отверстиям верхнего картера и далее в главную магистраль на смазку деталей дизеля. Штуцеры 15 и 24 служат для подвода масла при прокачке дизеля от агрегата предпусковой прокачки и для подачи масла к другим агрегатам дизеля.
6.6.4. Маслооткачиваюший насос. Для откачки масла, собирающегося в отстойнике нижнего картера, на фланце нижнего картера устанавливается и крепится к нему двенадцатью шпильками маслооткачиваюший насос (рис. 31).
Насос шестеренного типа. Вращение ведущему валику насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору. Направление вращения ведущего валика против часовой стрелки, если смотреть на насос со стороны привода.
Насос имеет две пары шестерен, откачивающих масло из маслоотстойника нижнего картера дизеля. Обе пары шестерен расположены в одной горизонтальной плоскости и заключены в общий отлитый из алюминиевого сплава корпус 7 с фланцем для крепленая насоса. Корпус имеет два входных канала 20, по который масло из труб поступает в насос на откачивание.
К нижнему фланцу корпуса крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка 3, имеющая общее для обеих пар шестерен выходное отверстие 15, соединяющееся с патрубком 14. К патрубку 14 дюратовым шлангом, затягиваемым хомутом присоединяется выходная магистраль масляной системы. Разъем между корпусом и крышкой уплотняется бумажной прокладкой.
Каждая пара откачивающих шестерен насоса состоит из ведущей шестерни 18 и ведомой шестерни 16. Ведущие откачивающие шестерни устанавливаются на шпонках 12 на валиках 13 и 17, за одно целое с которыми изготовлены цилиндрические шестерни привода откачивающих шестерен находящихся между собой в зацеплении и имеющих одинаковое число зубьев Через цилиндрические шестерни вращение передается от ведущего валика 13 к ведомому валику 17. Ведущий валик 13 имеет внутренние шлицы и приводится во вращение рессорой II, которая другим шлицевым концом соединяется с конической шестерней привода маслооткачивающего насоса, расположенного в нижнем картере. В осевом направлении рессора II фиксируется замковым кольцом 9, установленным в кольцевую проточку на шлицах валика 13.