Подведенное к головкам моноблоков масло смазывает механизм распределения и подшипника наклонных валиков. Скапливающееся под крышками головок моноблоков масло по двум трубкам стекает в картер дизеля. Из турбокомпрессора и подшипников вала дополнительного отбора мощности масло стекает в полость кронштейна.' Слив масла из картера топливного насоса осуществляется через отверстия в опорах насоса и верхнего картера.
Трубка, подводящая масло. к распределительной крестовине от штуцера, расположенного на фланце водяного насоса, имеет тройник с невозвратным клапаном.
Через невозвратный клапан производится прокачка масляной системы дизеля перед пуском, поэтому к нему присоединяется трубка, идущая от подкачивающего агрегата. Кроме того, к невозвратному клапану присоединяется трубка подвода масла к упору пуска всережимного регулятора. При прокачке масляной системы масло через невозвратный клапан подается в обратном направлении в главную масляную магистраль дизеля и к распределительной крестовине, откуда направляется ко всем точкам подвода.
При работе дизеля масло выдавливается из зазоров между шейками коленчатого вала и вкладышами и зазоров между пальцами и втулками прицепных шатунов, разбрызгивается шатунами внутри картера, смазывает стенки гильз цилиндров, втулка верхних головок шатунов и поршневые пальцы.
Стекающее то стенкам верхнего картера масло проходит сквозь пеногасительную сетку а собирается в маслоотстойнике нижнего картера дизеля. Из полости маслоотстойника но трубам масло насосом откачивается в масляный бак, проходя при атом через масляный фильтр на выходной магистрали и воздухомасляный холодильник. Подробное изложение смазки отдельных узлов дизеля дано в тексте при описании конструкция.
6.6.2. Маслонагнетающий насос о центрифугой (рис. 30). Маслонагнетающий насос с центрифугой предназначен для непрерывной подачи очищенного от механических примесей масла к трущимся деталям дизеля.
| Насос - шестеренный. Вращение ведущему валику насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору. Направление вращения ведущего валика - по часовой стрелке, если смотреть на насос со стороны крышки центрифуги.
Очистка масла от механических примесей осуществляется во вращающихся с большой скоростью барабанах центрифуги.
Маслонагнетающий насос с центрифугой монтируется на площадке верхнего картера дизеля, фиксируется двумя штифтами и крепится восемью шпильками.
а) Конструкция насоса. Отлитые из алюминиевого сплава крышка насоса I, корпус насоса 3, кожух 7 и крышки 20 и 24 скреплены между собой шпильками.
В корпусе насоса 3 размещается пара нагнетающих шестерен, состоящая из ведущей шестерни 32 и ведомой шестерни 42, имеющих одинаковое число зубьев. Ведущая шестерня 32 монтируется на призматической шпонке на ведущем валике 33, за одно целое о которым выполнена цилиндрическая шестерня, передающая вращение валику центрифуги 39.
Ведущий валик 33 вращается в трех бронзовых втулках 34, две из которых запрессованы в крышку насоса I, третья - в корпус насоса 3, от проворачивания втулка 34 застопорены стопорами 35. Ведущий валик имеет, внутренние эвольвентные шлицы, в j которые входит рессора 36, передающая вращение ведущему валику от шестерни привода. В осевом направлении ведущий валик фиксируется замковым кольцом 30 в шайбой 31. Перемещение рессоры 36 ограничивается выточкой в ведущем валике 33.Ведомая нагнетающая шестерня 42 с запрессованной бронзовой втулкой свободно вращается на оси 41, расположенной в отверстиях крышки и корпуса насоса. Стопорным винтом 40, ввернутым в крышку насоса, ось 41 фиксируется от проворачивания и осевого перемещения.