в) Палец прицепного шатуна 17 стальной с цементированной наружной поверхностью запрессовывается в проушины нижней головки главного шатуна. Палец полый. С целью лучшего подвода масла к втулке нижней головки прицепного шатуна в полость пальца установлена втулка 18, фиксируемая замковым кольцом 19. Масло по каналу Г, кольцевой полости И втулки и четырем отверстиям Б подводится к трущимся поверхностям пальца и втулки 16 нижней головки шатуна. Палец прицепного шатуна предохраняется от пропорота штифтом 23, который устанавливается через паз В.
6.1.6. Поршневая группа.
Поршневая группа (рис. 13) состоит из поршня, поршневых колец, поршневого пальца и заглушек. При сборке дизеля с целью обеспечения его динамической уравновешенности детали поршневой группы вместе с шатунами подбираются по весу.
а) поршень 1 штампован из алюминиевого сплава. Днище поршня, являющееся нижней частью камеры сгорания цилиндра, имеет снаружи специальную форму, способствующую наиболее эффективному сгоранию впрыскиваемого топлива. Боковая поверхность поршня выполнена в виде двойного конуса: один - на головке, другой - на юбке. Коническая поверхность юбки в районе бобышек под поршневой палец имеет цилиндрические выемки. Это позволяет при минимальных зазорах между поршнем и гильзой в нагретом состоянии обеспечить нормальную работу поршня в гильзе и минимальные расходы масла. С этой же целью в нижней части головки поршня выполнена маслоулавливающая канавка Д и дренажные отверстия в третьей и четвертой канавках поршня.
На внутренней поверхности поршня в плоскости, перпендикулярной его движению, выполнены две бобышки для крепления поршневого пальца. Бобышки за счет скоса торцевых поверхностей, расширяющихся в сторону головки, имеют увеличенную опорную поверхность, что совместно о массивным днищем уменьшает деформацию поршня и прогиб пальца. В нижней части бобышек просверлены два отверстия для подвода разбрызгиваемого в картере масла к поршневому пальцу.
На торцевой поверхности головки поршня выполнены четыре фрезеровки, обеспечивающие необходимый зазор между поршнем и клапанами.
На головке поршня выполнены две трапециевидные канавки и одна прямоугольная; на юбке ниже пальца одна прямоугольная канавка.
Поршневой палец 10 плавающего типа, полый. С обеих сторон в поршневой палец запрессованы заглушки 9, в которых имеются отверстия Ж для выхода воздуха из внутренней полости пальца.
Для уменьшения веса поршня на уровне отверстия под палец о наружной стороны выфрезерованы четыре выемки.
б) Поршневые кольца.
В первую канавку устанавливается стальное трапецеидальное газоуплотнительное кольцо 14 с цилиндрической рабочей поверхностью, покрытой пористым хромом.
Во вторую канавку устанавливается стальное трапецеидальное кольцо 13 о рабочей конической хромированной поверхностью.
В третью канавку устанавливаются два стальных скребковых маслосъемных кольца 11 и 12. Нижнее кольцо имеет по периметру пазы, расположенные в сторону верхнего кольца для отвода дренажного масла.
В четвертую канавку устанавливается маслосъемное стальное кольцо 8 с конической рабочей поверхностью. Для удобства монтажа поршневой группы в гильзу блока на этом кольце выполнен специальный замок, соединяющий свободные концы кольца. Для соединения замка кольца на нижней плоскости четвертой канавки поршня выполнены фрезеровки. Замок кольца после замыкания выводится на противоположную сторону поршня от фрезеровки. Коническая поверхность всех колец должна быть установлена большим диаметром конуса в сторону от камеры сгорания, что обеспечивает требуемый расход масла.
6.1.6. Распределение.
Механизм распределения монтируется на головках моноблоков. По конструкции механизмы распределения правого и левого моноблоков одинаковы и состоят из следующих основных узлов: двух распределительных валиков, из которых один управляет клапанами впуска, другой - клапанами выпуска, клапанного механизма и промежуточного валика.
Привод распределительных валиков каждого моноблока осуществляется от коленчатого вала через наклонные передачи. Все четыре распределительных валика дизеля вращаются против часовой стрелки, если смотреть на дизель со стороны передач. Число оборотов распределительных валиков вдвое меньше числа оборотов коленчатого вала.
Клапаны впуска и выпуска открываются под действием кулачков распределительных валиков, а закрываются под действием пружин.
а) Распределительные валики 13 (рис.9) изготовлены из стальных поковок и имеют по двенадцать кулачков одинакового профиля, рабочие поверхности которых цементированы и шлифованы. Все четыре распределительных валика одинаковые.