К фланцу кронштейна 5, прилитому к торцевой стенке нижнего карте шпильками 2 крепится привод маслооткачивающего насоса, состоящий из стакана привода 6, конической шестерни привода 7 и двух шарикоподшипников 9.
Шестерня 7 имеет хвостовик с двумя посадочными поясами, на которые с натягом устанавливаются шарикоподшипники. Между внутредными обоймами шарикоподшипников расположена распорная втулка 10. Внутренние обойма шарикоподшипников и распорная втулка затягиваются на хвостовике шестерни гайкой 1-1, законтренной стопорным кольцом 13. Шестерня привода имеет внутренние шлицы, в которые входит рессора, передающая вращение шестерням маслооткачивающего насоса. Для ограничения перемещения рессоры вверх в проточку на шлицах шестерни устанавливается замковое кольцо 8.
Вращение шестерне привода передается от центральной шестерни привода передач. Регулировка зазора в зацеплении шестерни привода маслооткачавающего насоса и центральной шестерни привода передач производится путем подбора стальных прокладок, устанавливаемых под фланец стакана привода по разъему с фланцем кронштейна нижнего картера.
6.1.2. Моноблок. Каждый моноблок (рис. 9) состоит из двух основных частей: собственно моноблока 33 и шести гильз 56. Моноблок фиксируется на верхнем картере двумя установочными штифтами и кропится к нему четырнадцатью силовыми шпильками, проходящими через всю высоту моноблока.
Моноблок представляет собой жесткую, отлитую из алюминиевого сплава деталь, объединяющую головку, а блок цилиндров в одной отливке. В нижней части моноблока, в гнездах под гильзы, имеются по две несообщающиеся между собой полости Ф.
Нижние полости Ф через отверстия Т сообщаются о полостью боковой крыша. 43 моноблока, а верхние полости а вертикальными каналами М сообщаются с водяной полостью головки моноблока. На боковом фланце 62 моноблока, в нижней его части, на стороне выпуска закреплена крышка 54, через которую охлаждающая вода поступает в моноблок. В крышке установлена сетка 53 для фильтрации воды, а также имеются два отверстия. Одно из них, со стороны передач, служит для подвода в моноблок воды, которая поступает из водяного насоса через патрубок подвода воды 34. Во второе резьбовое отверстие, расположенное со стороны шестого цилиндра, ввертывается спускная пробка 32, служащая для спуска воды из моноблока.
Моноблок имеет четырнадцать отверстий Я для прохода силовых шпилек. В нижней части наружных стенок моноблока, на стороне впуска и выпуска, против каждого отверстия для силовых шпилек просверлены контрольные отверстия И. Течь воды из этих отверстий свидетельствует о просачивании ее через стенки отверстий для силовых шпилек, примыкающие к водяному пространству моноблока.
В средней части (по высоте) наружной стенки моноблока, на стороне выпуска, по оси каждого цилиндра в кольцевую проточку Ч просверлены отверстия Ц. Появление из этих отверстий копоти с маслом или течи воды указывает на недостаточную герметичность посадки гильз в моноблок в верхней части (копоть) или в нижней части (вода).
Незначительное подтекание масла с копотью или воды не нарушает нормальной работы дизеля и поэтому может быть допущено без ущерба для дизеля.
На нижней плоскости моноблока имеются два отверстия, которыми моноблок садится на установочные штифты верхнего картера. Верхняя часть моноблока заканчивается головкой, она закрывает сверху отверстия цилиндров и несет на себе детали механизма распределения. В днище камеры сгорания имеются четыре отверстия, которыми камера сгорания соединяется о впускными и выпускными каналами, заканчивающимися на боковых стенках моноблока фланцами со шпильками для крепло кия коллекторов впуска и выпуска.
В отверстиях, соединяющих камеру сгорания с впускными и выпускными каналами расточены конусные гнезда, в которые запрессованы и завальцованы седла клапанов: два седла 44 - для клапанов впуска и два седла 68 - для клапанов выпуска. В каждом цилиндре установлены два впускных 45 и два выпускных 57 клапана. В отверстия бобышек, влитых в стенки впускных и выпускных патрубков и расположенных соосно с седлами, запрессованы направляющие втулки клапанов 43 и 59.
Для лучшего отвода тепла от клапанов выпуска их направляющие 59 длиннее направляющих 43 клапанов впуска на 3 мм.
В верхней части на внутренних поверхностях направляющих клапанов впуска проточены канавки и просверлены три радиальных отверстия для облегчения доступа масла к стержням клапанов.
У направляющей клапана выпуска таких отверстий нет, так как обильный доступ масла к стержням клапанов выпуска обеспечивается наклоном моноблока.