6.I.I. Сведения о картере: картер отлит из алюминиевого сплава и состоит из двух половин: верхней, называемой верхним картером, и нижней, называемой нижним картером.
Плоскость разъема верхнего картера с нижним расположена ниже оси коленчатого вала. Нижний картер фиксируется на верхнем картере двумя установочными штифтами и крепится к нему болтами.
К переднему торцу картера, имеющему центрирующий поясок, на двадцати четырех шпильках крепится кронштейн турбокомпрессора. На заднем торце выполнен центрирующий буртик для установки носка дизеля, который крепится к картеру шпильками.
Восемь этих шпилек установлены в картер дизеля, а остальные - в верхней части фланца картера носка.
а) Верхний картер, Верхний картер является основной несущей части дизеля. Семь двойных поперечных перегородок придают ему необходимую, жесткость и служат опорами для коренных шеек коленчатого вала. Каждая перегородка имеет паз I (рис.3), в который с натягом устанавливается подвеска 2 (рис.3,4).
Подвески являются нижними половиками опор и в соединении с верхним картером образуют гнезда под коренные вкладыши, состоящие из двух половин: нижней б (рис.3) и верхней 7.
Гнезда под коренные вкладыши в картере и подвесках обрабатываются совместно и для всех опор одновременно.
Подвески штампуется из алюминиевого сплава. Каждая подвеска крепится к картеру двумя шпильками 5, кроме подвески седьмой опоры (счет опор ведется от передачи к носку дизеля), которая ввиду значительно большего размера крепится четырьмя шпильками.
Шпильки крепления подвесок имеют центрирующие пояски для фиксации подвесок от продольного перемещения в пазу картера. Для выполнения меткости опорного узла коренного вкладыша каждая подвеска стягивается в пазу двумя стяжными шпильками 27 (рис.5), проходящими сквозь подвеску и картер в направлении, перпендикулярном оси картера. Подвеска седьмой опоры в отличие от остальных, стягивается тремя стяжными шпильками. Каждая стяжная шпилька уплотняется двумя резиновыми уплотнительными кольцами 28. Подвески 2-й, 3-й, 5-й и 6-й опор одинаковые. Подвеска 1-й, 4-й и 7-й опор различные. На передней торце первой опоры и подвески имеется кольцевая выточке, под стальное залитое свинцовистой бронзой , упорное кольцо 17 (рис.4) центральной шестерни привода передачи. На обоих торцах седьмой опоры и подвески выполнены две кольцевые выточки под стальные, залитые свинцовистой бронзой, упорные полукольца 20 и 22, фиксирующие коленчатая бол в осевом направлении. Обе пары полуколец фиксируются от проворачивания двумя штифтами. Упорные полукольца 22 пружинами 23 через сухарики 21 постоянно прижимаются к упорному буртику коленчатого вала.
Каждая - подвеска, кроме подвески седьмой опоры, имеет сквозное маслоподводящее сверление 4 (рис.3,4), переходящее в резьбовое отверстие, в которое ввертывается штуцер, соединяющийся с маслоподводящей трубкой 3, нагнетающей масляной магистрали. Другим концом сверление 4 выходит в специальную канавку на поверхности подвески под нижнюю половину коренного вкладыша. В подвеске седьмой опоры вертикальное маслоподводящее сверление 4 (рис.4) несквозное и соединяется с двумя наклонными сверлениями, выходящими в специальные канавки на поверхности подвески под нижнюю половину вкладыша.
В верхней части картере, имеется два чисто обработанные плоскости под моноблоки цилиндров, расположенные под углом 120° одна к другой. В каждой из них расточены шесть отверстий, в которые с зазором входят выступающие из моноблока нижние части гильз. Каждый моноблок фиксируется на картере двумя установочными штифтами 12 (рис.3) и крепится к нему четырнадцатью силовыми шпильками 9.
Сферические шайбы 10 и гайки 11 устраняют возможность перекоса силовых шпилек при их затяжке.
На верхней горизонтальной плоскости картера установлены четыре опоры 13 (рис.4), предназначенные для крепления топливного насоса. В отверстия крайних опор 13 устанавливаются перепускные трубки 15, совпадающие с отверстиями 14 в картере и предназначенные для слива масла из картера топливного насоса в картер дизеля. На перепускные трубки надеваются дюритовые уплотняющие кольца 16, препятствующие просачиванию масла между картером топливного насоса и опорами.
К боковым стенкам картера, почти по всей его длине, прилиты опорные лапы 8 (рис.3,5), для жесткости, имеющие коробчатое сечение. Лапы предназначены для установки дизеля на раму. В каждой лапе просверлены двенадцать отверстий под крепежные болты.
На плоскости разъема верхнего картера с нижним имеются два установочных штифта для фиксации нижнего картера. Кроме того, в плоскость разъема ввернуты латунные пистоны под болты крепления нижнего картера к верхнему.