· иметь минимальное лобовое сопротивление, включая сопротивление интерференции в сочленениях фюзеляжа с другими агрегатами самолета;
· обеспечить удобное размещение экипажа и требуемый обзор из кабины на всех режимах полета;
· обеспечить рациональную компоновку оборудования и грузов, а также полноценное использование внутренних объемов особенно в районе центра масс самолета;
· обеспечить удобство погрузки, швартовки, выгрузки грузов, входа и выхода экипажа, пассажиров, включая аварийное покидание самолета;
· иметь хороший доступ к агрегатам и проводкам оборудования с целью их осмотра и ремонта;
· иметь рациональную силовую схему, обеспечивающую уравновешивание всех нагрузок при минимальной массе конструкции;
· обеспечить необходимые жизненные условия экипажу и пассажирам на больших высотах полета.
Выполнение этих требований обеспечивается высокой плотностью компоновки грузов и оборудования, рациональной компоновкой кабин экипажа, грузовых и пассажирских кабин, удобным расположением входных, погрузочных дверей и люков, оптимизацией силовой схемы фюзеляжа, тепло - звукоизоляцией кабин и т.п.
В полете и при посадке на фюзеляж действуют следующие нагрузки:
· силы, передающиеся на фюзеляж от присоединенных к нему частей самолета - крыла, оперения, шасси, силовой установки и др.;
· массовые инерционные силы агрегатов, грузов, оборудования, расположенных в фюзеляже;
· инерционные силы от собственной массы конструкции фюзеляжа;
· аэродинамические силы, распределенные по поверхности фюзеляжа;
· силы избыточного давления в герметических кабинах, отсеках оборудования, каналах воздухозаборников.
Основные элементы фюзеляжа:
лонжероны, стрингеры, шпангоуты, обшивка, стыковые узлы.
2.1. Стрингеры и лонжероны
- продольные элементы каркаса, проходящие, как правило, по всей длине фюзеляжа. Совместно с обшивкой они воспринимают нормальные усилия при изгибе фюзеляжа. Простые стрингеры и лонжероны изготавливаются из прессованных или гнутых профилей различного сечения. Лонжероны отличаются от стрингеров более мощным сечением. Для окантовки больших вырезов в фюзеляже используются лонжероны коробчатого сечения - бимсы, которые состоят из прессованных профилей, связанных между собой стенками и обшивкой.
2.2. Шпангоуты
делятся на нормальные и усиленные. Нормальные обеспечивают сохранение формы поперечного сечения фюзеляжа. Усиленные шпангоуты устанавливаются в местах передачи на фюзеляж больших сосредоточенных нагрузок. На них располагаются стыковые узлы агрегатов, узлы крепления грузов, двигателей, крупного оборудования, перегородки гермоотсеков и т.п.
2.3. Обшивка
изготавливается из металлических листов, которые формуются по форме поверхности фюзеляжа и затем приклепываются к каркасу. Стыки листов располагаются на продольных и поперечных элементах каркаса.
Крепление агрегатов самолета к фюзеляжу
Узлы крепления агрегатов к фюзеляжу устанавливаются на усиленных шпангоутах, которые выполняют роль жесткого диска, обеспечивают распределение сосредоточенных нагрузок по всему периметру оболочки фюзеляжа. Для передачи сосредоточенных нагрузок продольного направления стыковые узлы агрегатов должны быть связаны с усиленными продольными элементами фюзеляжа.
Перерезывающая сила крыла с каждой его половины передается на фюзеляж. С этой целью стенки лонжеронов и дополнительные продольные стенки крыла стыкуются с силовыми шпангоутами. На эти же силовые шпангоуты опираются и бортовые нервюры крыла, которые, собирая с замкнутого контура крыла крутящий момент, передают его в виде пары сил на эти опорные шпангоуты. Крепление стабилизатора к фюзеляжу принципиально ничем не отличается от схемы стыковки крыла.