Модификации самолета:
ЯК-42 - первая серийная модификация.ЯК-42Д - модификация с увеличенным запасом топлива.ЯК-42Е-ЛЛ - испытательный стенд для двигателей, демонстрировался в 1991г. на Парижском авиасалоне, оснащенный винтовентиляторным двигателем ЗМКБ Прогресс Д-236 по правому борту.Як-42Ф - модификация для аэрофотосъемки, оснащен двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещаются электрооптические датчики.Як-42М - модернизированная версия ЯК-42Д.Як-142 (Як-42А) - вариант самолета Як-42Д с более совершенным оборудованием, повышенным комфортом и меньшим уровнем шума.
Изготавливаются и предлагаются для реализации самолеты ЯК-42Д для обслуживания пассажиров по классу VIP. Пассажирская кабина варианта VIP имеет:
· Комнату отдыха пассажира, оборудованную поворотным креслом, двухместным диваном (трансформируется в спальное место), складным рабочим столом, гардеробом. Комната сообщается с индивидуальным туалетом.
· Салон заседаний, в котором размещены 4 поворотных (перемещаемых) кресла, стол для совещаний, 2 дивана на 7 мест. Салон оборудован спутниковой связью и видеосистемой.
· Салон 1-го класса, в котором установлены 4 двухместных блока кресел и 2 складных столика между ними.
· Салон сопровождающих лиц на 18 посадочных мест бизнес-класса.
На самолете устанавливается дополнительное буфетно-кухонное оборудование. Самолеты варианта VIP могут комплектоваться бортовым пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием отечественного производства или оборудованием производства западных фирм.
Самолет ЯК-42 состоит из следующих основных частей
1. Крыло
- несущая поверхность, которая создает аэродинамическую подъемную силу, обеспечивающую полет самолета. Крыло принимает участие в обеспечении поперечной устойчивости и управляемости самолета. Крыло должно обладать высокой несущей способностью и минимальным аэродинамическим сопротивлением на основных режимах полета, иметь достаточную прочность и жесткость при наименьшей массе конструкции, а также хорошие технологические и эксплуатационные качества.
В полете, при взлете и посадке на крыло действуют следующие нагрузки:
· аэродинамические силы разряжения или избыточного давления, распределенные по поверхности крыла;
· массовые инерционные нагрузки от массы конструкции крыла, в том числе и его сила тяжести, распределенные по объему конструкции крыла;
· сосредоточенные нагрузки от инерционных сил и сил тяжести агрегатов и грузов, приложенных в узлах их крепления к крылу.
Все нагрузки, приложенные к крылу, уравновешиваются реакциями в узлах его крепления к фюзеляжу. Основными элементами крыла являются: обшивка, лонжероны, продольные стенки, стрингеры, нервюры.
Конструкция крыла
1.1. Обшивка.
Образует внешнюю поверхность крыла. На ЯК-42 используется металлическая обшивка из алюминиевых сплавов. Поверхность обшивки должна быть очень гладкой, допустимая шероховатость не более 5 мкм. С этой целью на обшивку наносится лакокрасочное покрытие с последующей полировкой. Обшивка должна обеспечивать герметичность конструкции. Перетекание воздуха через щели в стыках обшивки увеличивает сопротивление крыла и ухудшает его аэродинамические качества. Одна обшивка не может обеспечить необходимой прочности и жесткости крыла, поэтому ее изнутри приходится подкреплять каркасом, состоящим из продольного и поперечного набора. К продольному набору относятся лонжероны, продольные стенки и стрингеры. Поперечный набор состоит из нервюр.