Система смазки. Смазка деталей ПД производится масляным туманом. Во время вращения коленчатого вала отростки крышек нижних головок шатунов захватывают масло из углублений крышек картера и разбрызгивают его до туманообразного состояния. Масляным туманом смазываются цилиндры с поршнями, поршневые пальцы, подшипники и кулачки распределительного вала, толкатели, шарикоподшипники, шестерни и некоторые другие детали.
К шатунным вкладышам и шатунным шейкам масло попадает по каналам в нижних головках шатунов и их крышек. К поршневому пальцу масло поступает со стенок цилиндра по каналам, просверленным в поршне и верхней головке шатуна. К передней шейке распределительного вала масло подводится по каналу в блоке. Шестерни распределения валы привода магнето и пускового приспособления, трущиеся детали регулятора смазываются также масляным туманом, образующимся в кожухе распределительных шестерен во время вращения деталей. Картер сообщается с атмосферой через сапун, ввернутый в заднюю стенку блока.
Система питания. Для обеспечения питания двигателя и приготовления топливной смеси предназначены следующие устройства: воздухоочиститель, бензиновый бачок, фильтр-отстойник, карбюратор, регулятор, топливопроводы, впускная и выпускная трубы. В качестве топлива в ПД использую бензин А-76.
Карбюратор служит для приготовления смеси воздуха с парами бензина, поступающей в цилиндры двигателя. На ПД применен вертикальный, узкокамерный карбюратор К-59Л с падающим потоком и одинарной балансированной поплавковой камерой. Главная дозирующая система работает по принципу пневматического торможения топлива. Карбюратор состоит из трех основных частей: воздушного патрубка с крышкой поплавковой камеры, корпуса со смесительной и поплавковой камерами, нижнего патрубка с дросселем. Поплавковая камера служит для поддержания в карбюраторе постоянного уровня топлива. Поплавковый механизм-качающийся, имеет поплавок с рычагом, подвешенным на оси к стойкам крышки поплавковой камеры. В корпусе карбюратора установлены два диффузора: большой и малый, распылитель главной системы, главный топливный жиклер, топливный жиклер холостого хода, воздушный жиклер главной системы, подкачивающий поршеньковый насос, распылитель подкачивающего насоса. Карбюратор нижним патрубком прикреплен к фланцу впускной трубы ПД.
Карбюратор работает следующим образом. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разрежение. Так как впускной клапан при этом открыт, то разряжение распространяется и на смесительную камеру карбюратора, вследствии чего через нее устремляется поток воздуха в цилиндр. Наибольшая скорость воздуха будет в самом узком участке смесительной камеры- малом диффузоре- у отверстия распылителя главного жиклера. Благодаря разности давлений в поплавковой (атмосферное) и смесительной (разрежение) камерах, топливо будет вытекать из отверстия распылителя и струей воздуха разбиваться на мелкие капли. Эти капли в смесительной камере обдуваются воздухом, испаряются и смешиваются с воздухом в определенном соотношении, образуя горючую смесь, которая поступает в цилиндр двигателя. При такте сжатия эта смесь сжимается поршнем, а в конце такта воспламеняется от искры, проскакиваемой между электродами свечи. На разных режимах работы двигателя карбюратор работает также по-разному, приготовляя горючую смесь соответствующего состава. Приготовление топливной смеси нужного состава на всех режимах работы двигателя возможно благодаря вполне определенным размерам калиброванных отверстий жиклеров карбюратора, а также его проходных сечений. Центробежный однорежимный регулятор, воздействуя на дроссельную заслонку карбюратора, автоматически, в зависимости от нагрузки, регулирует количество смеси, поступающей в цилиндры, обепечивает постоянную частоту вращения ПД и устойчивую работу под нагрузкой.
Система зажигания состоит из магнето М-48В-1, двух запальных свечей, выключателя и электропроводов.
Магнето М-48В-1 – левого вращения, двухискровое с автоматическим регулированием опережения зажигания, прикреплено двумя болтами к корпусу регулятора и состоит из следующих основных узлов: корпуса, ротора, крышки, трансформатора с конденсатором, прерывателя, распределителя и автоматической муфты опережения зажигания. Корпус магнето с залитыми в нем полюсными башмаками отлит из цинкового сплава и служит для монтажа основных узлов. Ротор, предназначенный для изменения величины магнитного потока, проходящего через сердечник катушки зажигания, состоит из вала и пакета ламелей, запрессованных в магнит. Вал и магнит с ламелями скреплены цинковым сплавом. На валу ротора установлены муфта и кулачок прерывателя. Вал приводит во вращение бегунок распределителя. Катушка зажигания, предназначенная для создания электродвижущей силы (ЭДС) при вращении ротора, включает в себя сердечник, собранный из отдельных пластин электротехнической стали. На сердечнике намотаны первичная и вторичная обмотки, соединенные с конденсатором, предназначенным для уменьшения искрения контактов прерывателя при размыкании. Крышка распределителя с двумя боковыми и одним центральным электродами изготовлена из карболита и предназначена для распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндра двигателя. Автоматическая муфта опережения зажигания- центробежного типа, установлена на валу ротора магнето и предназначена для автоматического изменения момента зажигания в пределах 8-26 град.угла поворота коленчатого вала до в.м.т.