имеющим меньшую пусковую частоту вращения. Для предупреждения разноса стартера после пуска двигателя и повышения частоты вращения его вала до рабочей, передачи делают автоматически отключающимися при частоте вращения вала стартера, выше предельно допустимой.
В качестве пусковых применяют в основном двухтактные карбюраторные двигатели с кривошипно-камерной продувкой , работающие на смеси автомобильного бензина и дизельного масла. Широко распространённые в России дизели оснащаются , в основном , пусковыми двигателями мощностью 7 – 25 л.с. , с частотой вращения коленчатого вала 3500 – 4500 об/мин , ограничиваемой предельным регулятором. Система охлаждения пусковых двигателей или жидкостная , термосифонная , связанная с системой охлаждения дизеля , или воздушная. Передаточный механизм такого двигателя имеет автоматическую разъединительную муфту и понижающую одноступенчатую передачу , состоящую из шестерни пускового двигателя и зубчатого венца маховика , а в некоторых конструкциях – двухступенчатую передачу для предварительного прокручивания вала двигателя во время прогрева при малой частоте вращения и затем последующего увеличения частоты вращения для пуска. Пуск пускового двигателя производят электрическим стартером. Для дублирования имеется система ручного пуска с помощью вытяжного шнура.
Система пуска двигателя Д – 160.
Выпускаемый заводом ЧТЗ трактор Т-170М.01 и его модификации оснащаются различными модификациями двигателя Д-160. Рассмотрим ситему пуска на примере двигателя Д-160.01.
Двигатель Д-160.01 представляет собой рядный четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с турбонаддувом. Его эксплуатационная мощность – 170 л.с., диаметр цилиндра- 150 мм, ход поршня –205 мм.
Для запуска этого двигателя применяются два устройства: пусковой двигатель П-23У и электростартер СТ-230Е (трактора с электростартерной системой пуска дизеля (ЭССП)).
Пусковой двигатель П-23У.
П-23У-двухцилиндровый , четырехтактный , карбюраторный бензиновый пусковой двигатель (ПД) , развивающий мощность 18 л.с. при 2400-2500 об/мин коленчатого вала. ПД предназначен для прокручивания коленчатого вала дизеля при пуске с частотой 200-250 об/мин и прикреплен к блоку дизеля с левой стороны.
Крутящий момент от коленчатого вала пускового двигателя передается через механизмы силовой передачи коленчатому валу дизеля. Пуск ПД производят при помощи пускового приспособления или при помощи электростартера.
ПД состоит из следующих основных частей: собственнно пускового двигателя, пускового приспособления, силовой передачи, состоящей в свою очередь, из муфты сцепления, редуктора и механизма включения; системы электропуска.
Карбюраторный пусковой двигатель состоит из блока-картера, кривошипно-шатунного механизма, включающего в себя коленчатый вал и поршень, клапанно-распределительного механизма, включающего в себя кулачковый распределительный вал и клапаны, систем смазки, охлаждения, питания и зажигания.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала, поршней с поршневыми кольцами, шатунов и подшипников. Коленчатый вал, отлитый из высокопрочного чугуна, имеет две коренные и две шатунные шейки и вращается в двух шарикоподшипниках. Осевое перемещение вала ограничивают стопорное кольцо и буртик корпуса переднего подшипника. На коническом хвостовике коленчатого вала установлен на шпонке и закреплён гайкой маховик, имеющий зубчатый венец для соединения с шестернёй стартера при пуске. В отверстие хвостовика коленчатого вала установлен роликовый подшипник вала муфты сцепления. Маховик внутри имеет шлицы для соединения с ведущим диском муфты сцепления. Шатун прикреплён к шатунной шейке коленчатого вала при помощи крышки, имеющей отросток для захвата масла из углубления в крышке картера. Шатунные вкладыши залиты баббитом. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, через которую проходит поршневой палец. В нижней и верхней головках шатуна имеются отверстия для подвода смазки соответственно к шатунным вкладышам и бронзовой втулке шатуна. Поршни – литые, алюминиевые, соединены с шатунами поршневыми пальцами плавающего типа. Палец удерживается от осевого перемещения двумя алюминиевыми заглушками. В канавки поршня установлены одно малосъёмное и три компрессионные кольца, изготовленные из легированного чугуна. Силовые детали КШМ изготовлены из легированных углеродистых сталей и подвергнуты соответствующей термической обработке.
Газораспределительный механизм пускового двигателя состоит из шестерни, распределительного кулачкового вала, впускных и выпускных клапанов, пружин и сухариков. Впускной клапан изготовлен из легированной хромово-никелевой углеродистой стали и закалён. Выпускной клапан изготовлен из жаростойкой стали. ГРМ обеспечивает строго определённое опережение открытия и запаздывания закрытия клапанов.
Система охлаждения ПД – водяная термосифонного типа, общая с дизелем. Циркуляция охлаждающей жидкости во время работы ПД (при неработающем дизеле) осуществляется благодаря разности плотностей холодной и горячей воды. Нагревающаяся в водяных рубашках блока и головки блока ПД вода становится легче и по отводящему трубопроводу поступает в головки блока дизеля. На место ушедшей воды в рубашку блока поступает по патрубку от водяного насоса дизеля более холодная вода, которая, в свою очередь, нагреваясь, также отводится в водяные рубашки головок, а затем в блок дизеля. Горячая вода, поступающая от ПД, прогревает блок и головки блока дизеля.