Катушки зажигания
. На отечественных автомобилях устанавливают 12-вольтные катушки зажигания Б115, Б7-А, Б117 и др. Катушки в основном имеют аналогичную конструкцию. Сердечник 15 (см. приложение) и кольцевой магнитопровод 10 изготовлены из листов электротехнической стали, на поверхности которых имеется слой окалины, что уменьшает вихревые токи. С этой же целью кольцевой магнитопровод, собранный из двух тонкостенных цилиндров, имеет разрез вдоль оси. Магнитопровод катушки Б117 изготовлен из перфорированной стальной ленты.
Вторичная обмотка 13 намотана на втулку из электротехнического картона. Начало обмотки соединено проводником 9 с пружиной 3, а через нее с латунной вставкой 20; второй ее конец 6 соединен с одним из концов первичной обмотки 12. Такое соединение обмоток (автотрансформаторная связь) упрощает изготовление катушки и способствует
возрастанию высокого напряжения на величину э. д. с. самоиндукции первичной обмотки. Вторичная обмотка катушки намотана проводом ПЭЛ диаметром от 0,06 до 0,1 мм с числом витков от 18 000 до 22 500.
Для предупреждения пробоя изоляции обмотки особенно в конечных и начальных рядах, где потенциал достигает наибольшей величины, первые и последние восемь рядов изолированы друг от друга четырьмя —шестью слоями конденсаторной бумаги; все другие ряды изолированы двумя слоями бумаги. Кроме того, витки первых и последних четырех рядов наматывают не вплотную друг к другу, а с промежутком 1—2 мм.
Сверху обмотку изолируют несколькими слоями лако-. ткани, а затем кабельной бумагой.
Первичную обмотку 12 наматывают поверх вторичной, что облегчает отвод тепла от обмотки к кожуху при работе катушки. Первичная обмотка катушек выполнена проводом ПЭЛ диаметром 0,57—0,77 мм с числом витков от 300 до 320. Между каждым рядом обмотки прокладывают несколько слоев кабельной бумаги. Концы первичной обмотки припаяны к зажимам 4 и ВК, На выводные концы надеты трубки из изоляционного материала.
Фарфоровый изолятор 14 предотвращает возникновение разряда высокого напряжения между сердечником 15 и кожухом 8.
Все пустые места в катушках заливают трансформаторным маслом 11, что улучшает изоляцию обмоток и отвод тепла от них на корпус. Уровень масла при вертикальном положении катушек при + 20° С должен быть выше торцов обмоток на 3—5 мм, что дает возможность увеличения объема масла при нагреве катушки.
Герметичность крепления карболитовой крышки 2 в кожухе обеспечивается прокладкой 5 из маслобензостойкой резины.
Резистор 16 катушек зажигания Б115 и Б-7А состоит из проволочной спирали, двух керамических держателей 18 и винта с резьбовой втулкой 17. Резистор прикреплен к скобе 7 Концы спирали резистора приваривают к двум шинкам 19 точечной сваркой. Шинки соединены с зажимами ВК и ВКБ (на рисунке не виден) катушки.
Катушка Б117 не имеет дополнительного резистора, поэтому у нее только два зажима, один без обозначения, второй с обозначением «+ Б». Резьбовой вывод /, предназначенный для надежного крепления высоковольтного провода, ввертывается в латунную вставку 20 крышки.
Заполнение катушек трансформаторным маслом при одновременном увеличении числа витков вторичной обмотки позволяет повысить напряжение, что обеспечивает бесперебойное зажигание в высокооборотных двигателях с повышенной степенью сжатия. Прерыватели-распределители
в зависимости от числа цилиндров двигателя изготавливают 4-, 6- и 8-искровыми, а в зависимости от направления рабочего вращения кулачка прерывателя — левого и правого вращения,
Прерыватель-распределитель Р119-Б — четырехискро-вой, левого вращения, состоит из следующих основных механизмов и узлов: прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, октан-корректора, конденсатора и корпуса.
В корпусе 4 (см.приложение) в двух бронзовых втулках 31 вращается вал 32 привода кулачка прерывателя, ротора 18 распределителя и центробежного регулятора опережения зажигания. Осевой люфт вала ограничивается муфтой 35, соединенной с валом шпилькой 36. К корпусу двумя винтами прикреплена неподвижная пластина 5 прерывателя. Подвижная пластина 7 прерывателя установлена на шариковом подшипнике 3, обеспечивающем легкое движение пластины при работе вакуумного регулятора. В целях уменьшения сопротивления первичной цепи и предупреждения электроэрозийного износа шариков и обойм подшипника подвижная и неподвижная пластины соединены между собой гибким медным проводником, расположенным между ними (на рисунке не виден).