Проверка рабочей тормозной системы производится путем пробного торможения на ходу с ровным сухим и чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием. Для этого после разгона до 40 км/ч резко нажимают на педаль тормоза. Тормозной путь легкового автомобиля должен быть не более 12,2 м, а для автомобилей выпуска до 1 января 1981 года - до 14,5 м. При этом все колеса должны тормозить с одинаковой интенсивностью, что определяется по следам, оставленным на дороге при движении колес юзом.
Однако такая проверка действия рабочей тормозной системы сопряжена с повышенным износом шин и невозможна на мокрой, скользкой или неровной дороге. Поэтому при ежедневном контрольном осмотре водитель обычно оценивает исправность рабочей тормозной системы по косвенным признакам — по увеличению хода и мягкости педали тормоза, а также по уводу автомобиля в сторону при торможении. Естественно, такая проверка более субъективна и требует от водителя достаточного опыта. Поэтому при появлении малейших сомнений в исправности рабочей тормозной системы и невозможности самостоятельно выявить и устранить причины ее неисправности следует немедленно обращаться к специалистам из автосервиса, где может быть осуществлена наиболее объективная проверка исправности рабочей тормозной системы на специальном диагностическом стенде.
Проверка стояночной тормозной системы осуществляется путем остановки автомобиля на уклоне. Стояночная система должна обеспечивать неподвижное состояние легкового автомобиля в снаряженном состоянии на уклоне до 23 % включительно. При отсутствии поблизости поверхности с уклоном можно проверить действие стояночного тормоза на ходу. Для этого после разгона до 20—30 км/ч резко затормаживают автомобиль с помощью ручного тормоза. Наличие юза обоих колес при этом свидетельствует об исправности стояночной тормозной системы. Менее строгая проверка стояночной тормозной системы легкового автомобиля может быть осуществлена путем толкания его вручную. Откат автомобиля, стоящего на нейтральной передаче с включенной стояночной тормозной системой, после толчка его руками свидетельствует о полной неисправности стояночного тормоза. Данный способ проверки требует от проверяющего достаточной силы и возможен лишь при небольшой массе автомобиля. Он иногда применяется сотрудниками ГИБДД при проверке технического состояния автомобиля на дороге.