Имеются пассажирские лайнеры с винтовыми и турбореактивными двигателями серий АН и ЯК.
Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство машин российского производства, предназначенных для массовых перевозок туристов (Ту-134, Ту-154Б, Ил-62, Ил-86), в настоящее время не соответствуют мировым и европейским нормам по уровню шума и некоторым требованиям, предъявляемым к безопасности полетов.
К основным отечественным самолетам, не встречающим пока запретов со стороны Евроконтроля, относятся Ил-96, Ту-204 и Ту-214, однако их на балансе российских перевозчиков всего 27, а летает и того меньше — 19.
Самолет Ил-96
рассчитан на 300 пассажиров, имеет дальность полета 7500 км. Это сравнительно новое широкофюзеляжное воздушное судно. Ил-96 — единственный российский самолет, оборудованный видеосистемой. На основе Ил-96 создан авиалайнер, на котором летает российский президент. Схема салона воздушного судна Ил-96 приведена в приложении А.
Самолет средней вместимости (190 — 214 человек) ТУ-204
— одно из последних достижений отечественных производителей. Лайнер был создан для эксплуатации на маршрутах малой и средней протяженности (до 7000 км). По своим летно-техническим и экологическим показателям он не уступает зарубежным самолетам, таким, как А-320 и В-757, при этом его стоимость ниже стоимости названных почти в 3 раза. Он более экономичен, в связи, с чем запас топлива позволяет ему совершать семичасовые перелеты. При международных перевозках это приводит к значительной экономии, поскольку дает возможность совершать ряд рейсов в оба конца без заправки или с небольшой дозаправкой топливом (известно, что за рубежом закупка самолетного топлива обходится гораздо дороже, чем в России).
Воздушное судно удобно использовать при чартерных рейсах, поскольку количество пассажиров, помещающихся на его борту, считается оптимальным для таких перевозок. Большим достоинством с точки зрения комфорта является широкое расстояние между креслами (810 мм), три положения спинки кресла, вентилятор лампочка индивидуального освещения, кнопка вызова стюардессы. В настоящее время в эксплуатации находятся 3 самолета этого типа, принадлежащие авиакомпаниям «Красноярские авиалинии», «Сибирь» и «Кавминводы». В таблице 3 приведены характеристики Ту-204 в сравнении с другими, более старыми отечественными самолетами.
Воздушные лайнеры Ту-204 закупаются и иностранными перевозчиками. Taк, египетская авиакомпания «Cirocco Aerospace International» уже приобрела несколько таких машин, а в ближайшем будущем собирается закупить еще партию Ту-204. Правда, самолеты, идущие на экспорт, оснащены не отечественными пермскими двигателями ПС-90А, а английскими двигателями фирмы «Роллс-ройс».
Другим достойным представителем отечественной авиатехники является среднемагистральный лайнер ТУ-214
, рассчитанный на перевозку 164 пассажиров с дальностью полета 7200 км. Отличительной его особенностью является современная бортовая электроника, позволяющая исключить из состава экипажа штурмана и осуществлять посадку в автоматическом режиме. Первая такая машина была приобретена в 2001 г. авиакомпанией «Далъавиа».
Таблица 3 - Сравнительная характеристика некоторых самолетов отечественного производства