В институтах и НПО скопился огромный потенциал, эффект от реализации которого вероятнее всего превысит эффект от реализации стратегии экспорта энергоресурсов Сибири. Проблема упирается не только в отсутствие средств на доработку, но и в отсутствие квалифицированного менеджмента в Академии наук, в том числе и Сибирском отделении.
Требует государственной поддержки экспорт наукоемкой продукции и продукции предприятий ВПК сибирского региона по организации для сибирских предприятий ВПК более эффективной и менее затратной системы лицензирования, контроля и обслуживания экспорта вооружений и запчастей, нежели сложившаяся практика.
В сфере привлечения инвестиций. Острый дефицит инвестиционных ресурсов в регионах Сибири сужает возможности совершенствования товарной структуры экспорта. Внешняя торговля слабо направлена на решение инвестиционных задач регионов. Остается низкой инвестиционная привлекательность сибирских регионов. Проблема инвестирования упирается в механизм возврата экспортной выручки в регион в качестве инвестиций. Для Сибири утечка капитала за рубеж усиливается тотальной утечкой средств в центр. Одним из реальных шагов может стать внедрение правила взимания налогов с предприятий — экспортеров в местах производства продукции, а не юридической регистрации и расположения головной конторы.
На первом месте из всех многочисленных факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, стоит завоевание доверия инвестора и обеспечение реальных гарантий. Решение в области гарантий сегодня может обеспечить только региональная администрация. Межрегиональные фонды пока нереальны — между регионами не сложилось экономическое взаимодействие, которое бы позволило аккумулировать значительные средства. Государство декларирует, но реально не выполняет функций гаранта. Частный капитал пока не имеет опыта в области среднесрочного и долгосрочного кредитования и гарантий.
Требуют безотлагательного решения вопросы практической организации приграничной торговли. Для привлечения товарных и инвестиционных потоков на свою территорию целесообразно освободить бизнес в некоторых приграничных пунктах от налогов и обеспечить беспошлинный режим ввоза товаров на их территорию.
На уровне Федерации необходимо проработать стратегию развития внешней торговли страны с выделением приоритетных направлений государственной поддержки внешнеэкономических связей районов Сибири. Сюда относится:
· совершенствование торговых и экономических отношений со странами СНГ, развитие кооперационных связей, создание совместных и чисто российских предприятий на территории стран-контрагентов;
· продвижение на государственном уровне взаимодействия со странами АТР;
· обеспечение необходимых действий со стороны государства по закреплению и расширению российских позиций на конкретных товарных рынках;
· учет интересов регионов при обеспечении законодательной базы по вопросам внешней торговли;
· создание работающей законодательной базы в области приграничной торговли и свободных экономических зон;
· обеспечение консульских служб в регионах, обслуживающих восточное направление;
· поддержка регионального мониторинга по проблемам внешнеэкономической деятельности и обеспечение оперативного и действенного механизма реагирования соответствующими службами министерств и комитетов на предложения территорий.
Как покупатели сибирские регионы практически ушли с внешнего рынка. Региональный импорт в 2000 г опустился до 3,5 млрд. долл., что более чем в 8 раз ниже стоимости регионального экспорта. В Сибири сохранился в основном критически важный импорт сырья для алюминиевой промышленности и ввоз труб для нефтегазового комплекса Тюменской области (свыше 600 млн. долл., или 66% импорта области в 2000 г.).
Изменение товарной структуры в пользу сырья и оборудования, а также перевес стран СНГ и АТР в импорте Сибири обусловлено тем, что Сибирь почти полностью закрыта от импорта готовых товаров не только неблагоприятным курсом рубля к доллару, и перечисленными выше мерами, но и административными мерами центральных министерств и различных властных и контролирующих структур. Товары народного потребления, вся вычислительная техника и основной объем оборудования ввозился и ввозится в Сибирь по внедренной московскими структурами разорительной для Сибири схеме через Москву. Сложившаяся практика повышает цену импорта на потребительском рынке Сибири и раскручивает инфляционную спираль в сибирских регионах.