Для начала построим ранжированный ряд по одному из признаков – в нашем случае в качестве примера возьмём наличие автомобилей по 36 районам тверской области (без учёта индивидуальных владельцев) за 2004 год (см. Табл. 10). Графически изобразим изменения значений признака с помощью огивы распределения:
Рис. 1
Изменение численности автомобилей
Видно, что наибольшее количество автомобилей приходится на 2 района – в нашем случае это Конаковский и Вышневолоцкий районы. Определим длину шага: h = = ≈ 502,7.
Получаем количество районов в группах: 12 (менее 503 шт.), 13 (504-1005 шт.), 3 (1005-1508 шт.), 4 (1509-2010 шт.), 2 (2011-2513 шт.) и 2 (свыше 2513 шт.).
Из проведённых расчётов видно, что наибольшее количество районов (в нашем случае 13) имеют численность автомобилей от 1005 до 1508 штук, а меньше всего – две последние группы (свыше 2513 штук) по 2 района в каждой группе. Калининский район принадлежит к 4-ой группе (1698 автомобилей).
Далее рассчитаем индексы перевозок грузов транспортом общего пользования для выявления тенденции перевозок. Расчёт показателей будем производить по нижеприведённой формуле (базисные темпы роста):
Тр = *100%, где yi и yбаз. – уровни i-го и базисного годов соответственно. За базу сравнения примем 2000 год. Результаты расчётов сведём в следующую таблицу:
Табл. 1. Индексы перевозок грузов транспортом
общего пользования (в % к 2000 году)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Всего |
93,5 |
81,5 | --- | --- |
в том числе: | ||||
железнодорожный |
73,3 |
86,6 |
66,7 |
63,3 |
автомобильный |
103,6 |
82,9 |
56,2 |
39,1 39,1 |
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что перевозки грузов транспортом общего пользования (за базу сравнения принят 2000 год) имеют тенденцию к снижению. Объёмы внутренних перевозок всеми видами транспорта, начиная с 2000 года (вообще-то даже с начала 1990-х гг.) уменьшаются на фоне резко возросших транзитных перевозок.
Теперь рассчитаем индексы перевозок пассажиров транспортом общего пользования для выявления тенденции перевозок. Причём расчёт показателей производим по нижеприведённой формуле (базисные темпы роста): Тр = *100%, где yi и yбаз. – уровни i-го и базисного годов соответственно. За базу сравнения примем 2000 год. Результаты расчётов сведём в следующую таблицу:
Табл. 2. Индексы перевозок пассажиров транспортом
общего пользования (в % к 2000 году)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Всего в том числе: железнодорожный автомобильный трамвайный троллейбусный |
98,1 100,1 100,2 95,9 95,2 |
90,3 100,3 89,5 91,0 90,7 |
82,8 99,6 78,3 87,2 88,2 |
75,1 98,8 67,1 83,6 84,4 |