В первые послевоенные годы строительство новых тяговых подстанций не велось. В конце 1946 г. установленная мощность 29 подстанций по постоянному току составляла 107 000 кВт (в т.ч. 77 400 кВт на 69 ртутных выпрямителях и остальное на 45 умформерах (одноякорных преобразователях), протяженность кабельной сети - 623,8 км.
В связи с расширением троллейбусной сети планировалось построить в 1946-50 гг. 13 новых тяговых подстанций. Из них Дзержинская, Саратовская и Тушинская были начаты постройкой в 1947 г. В 1949 г. была введена в строй временная подстанция на Измайловской линии, проведена реконструкция ряда старых. В 1950 г. была наконец достроена Владимирская подстанция (она строилась с 1940 г.), в 1951 г. - Саратовская и постоянная Измайловская и начато сооружение Тушинской и Артамоновской подстанции (последняя была введена в эксплуатацию в 1952 г.).
В 1952 г. были автоматизированы подстанции №№ 19, 27, 28, 31, 23 и началось строительство Киевской.
Все новые подстанции, построенные в 1953-55 гг., обслуживали главным образом вновь построенные троллейбусные линии или разгрузили старые маломощные трамвайные подстанции (при этом производилась замена старых маломощных ртутных выпрямителей производства фирмы "Браун-Бовери" на новые типа РВ-20).
В конце 1955 г. 15 из 41 подстанций были автоматизированы; действовали 41 постоянная и одна передвижная подстанции с общей установленной мощностью 154 170 кВт, в т.ч. имелось 39 одноякорных преобразователей (умформеров) на 25 650 кВт, установленных еще до 1914 г., 101 ртутный выпрямитель мощностью 128 520 кВт.
Грузовой трамвай, достигший своего максимального развития в 1945 г., в связи с возвращением в город грузовых автомобилей и роста их парка, в послевоенные годы постепенно начал сокращать объемы своей работы. Если в 1945 г. им было перевезено 2589 тыс. тонн, в 1946 г. - 1577 тыс., то уже в 1949 г.-727 тыс., в 1950 г.-608 тыс., в 1953 г.- 374 тыс. тонн. Значительно был сокращен инвентарь грузового подвижного состава - с 283 вагонов в 1944 г. до 139 в 1949 г. и 103 в 1954 г.; втрое сократился средний выпуск этих вагонов на линию -со 183 в 1945 г. до 55 в 1954 г.
В ноябре 1945 г. для перевозки нефтепродуктов в Бутырское грузовое депо поступили первые три поезда с вагонами-цистернами (каждый поезд мог перевезти 20 тонн). Основной клиентурой грузового трамвая в послевоенные годы были хлебозаводы и мельницы (перевозка муки), угольные склады предприятий и электростанций.
В связи с сокращением объема работы решением исполкома Моссовета с 1 февраля 1946 г. из грузовых депо в пассажирские были переведены 100 вагоновожатых и других работников, а в августе началась передача грузовых вагонов с дальнейшей их переделкой в пассажирские. В сентябре 1946 г. было запрещено движение грузовых поездов в дневное время в пределах Садового кольца.
В 1947 г. 25% грузов, перевезенных трамваем, приходилось на топливо, 20% - на строительные материалы, 8% - на муку, 4% - продовольствие, 38% - на разные грузы.
В 1951 г. было разобрано 9,3 км грузовых веток, и их протяженность сократилась с 27,4 км до 18,1 км.
На 1 января 1956 г. протяжённость одиночного пути московского трамвая составляла 519,3 км, в т.ч. пассажирского - 440,7 км, деповских и заводских - 59,6 км, грузовых - 13,5 км.
Средний выпуск на линию в 1955 г. составлял 1697 вагонов (при инвентаре 1968). Средняя эксплуатационная скорость вагонов повысилась до 14,68 км/час. Маршрутная сеть обеспечивалась 59 трамвайными станциями.
Эксплуатационные данные о работе московского трамвая
Годы | Протяженность путей, км. оп | Количество вагонов на инвентаре, ед. | Средний выпуск вагонов, ед. | Перевозка пассажиров, тыс. человек |
1913 |
301,0 |
782 |
290823 | |
1914 |
305.0 |
835 |
319179 | |
1915 |
311.0 |
923 |
382320 | |
1916 |
320,1 |
877 |
395741 | |
1917 |
320,1 |
670 |
288903 | |
1918 |
323.0 |
593 |
236491 | |
1919 |
325,0 |
330 |
71148 | |
1920 |
335,0 |
202 |
23640 | |
1921 |
337,2 |
282 |
27597 | |
1922 |
349,5 |
434 |
160513 | |
1923/24 |
383.1 |
913 |
281437 | |
1924/25 |
388,1 |
954 |
393729 | |
1925/26 |
394.2 |
1052 |
467681 | |
1926/27 |
395,1 |
1209 |
523278 | |
1927/28 |
408,1 |
1349 |
611277 | |
1928/29 |
413,7 |
1471 |
728241 | |
1929/30 |
410.1 |
1564 |
865731 | |
1930 |
423,2 |
1610 |
278241 | |
1931 |
441.4 |
1871 |
1327336 | |
1932 |
503,3 |
2234 |
1918 |
1776026 |
1933 |
529,5 |
2549 |
2187 |
1888253 |
1934 |
538,0 |
2475 |
2175 |
1919300 |
1935 |
535,0 |
2472 |
2235 |
1877600 |
1936 |
514,9 |
2440 |
2212 |
1852600 |
1969 |
466,3 |
1522 |
1201 |
608950 |
1970 |
471,8 |
1509 |
1195 |
630440 |
1982 |
468,0 |
1215 |
977 |
477220 |
1983 |
467,6 |
1215 |
1001 |
488380 |
1984 |
467,7 |
1215 |
1023 |
500900 |
1985 |
466,7 |
1221 |
1027 |
500020 |
1986 |
467,1 |
1230 |
921 |
597730 |
1987 |
467,1 |
1221 |
944 |
546689 |
1988 |
464,6 |
1225 |
971 |
575709 |
1989 |
458,6 |
1223 |
973 |
588038 |
1990 |
458,4 |
1199 |
908 |
602487 |
1991 |
458,4 |
1098 |
862 |
404992 |
1992 |
457,9 |
1094 |
708 |
268325 |
1993 |
454,7 |
1028 |
538 |
242523 |
1994 |
452,2 |
908 |
590 |
179816 |
1995 |
452,2 |
918 |
667 |
131803 |
1996 |
452,5 |
928 |
657 |
103900 |
1997 |
452,7 |
899 |
608 |
98100 |
1998 |
444,8 |
893 |
613 |
109800 |