В истории речного транспорта это время характерно дальнейшими работами по улучшению судоходных путей, созданию единой глубоководной системы европейской части СССР. Речной флот пополнился современными крупнотоннажными судами. На речных путях были построены механизированные порты, в индустриальных прибрежных городах - речные вокзалы. Переоборудованы судоремоитно-судостронтельные базы. За этот период были построены причалы в зоне Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина и на всех водохранилищах Волги и Камы.
Одновременно осуществлялось строительство портов и причалов промышленных предприятий в Череповце, Дудинке, Энгельсе[3, стр. 34].
Материально-техническая база речных портов получила дальнейшее развитие. Введены в эксплуатацию 11 км механизированного причального фронта, 245 портальных и 113 плавучих кранов. Одновременно развивалось портовое хозяйство[4].
За последние 10 лет построено и реконструировано более 40 грузовых портов и причалов в городах, расположенных на магистральных реках.
Из всех построенных портов наиболее интересен по техническому решению Усть-Донецкий на Дону. В Волго-Донскюм пароходстве он самый крупный. Впервые на речном транспорте в этом порту введен в эксплуатацию угольный причал, оснащенный двумя вагоноопрокидывателями с комплексом машин производительностью 2400 т/ч для погрузки каменного угля в суда. Кроме того, в порту имеется лесной причал для перегрузки круглого леса с судов в железнодорожные вагоны. Лесные причалы и причал штучных грузов оснащены портальными кранами.
В Ленинградском порту построен причал для приема из судов на тыловой склад до 2 млн. т песка, песчано-гравийной смеси и щебня. Причал оборудован отвалообразователем производительностью 800 т/ч. Введен в эксплуатацию эжекторный гидроперегружатель производительностью 1500 т/ч.[2, стр. 41].
Значительно пополнился парк автоэлектропогрузчиков и других перегрузочных машин.К числу новых перегрузочных машин относятся плавучие дизель-электрические краны грузоподъемностью 15 т, береговые деррик-краны грузоподъемностью 100т для перегрузки тяжеловесных грузов, торцевальные машины горизонтального действия для круглого леса, бульдозеры для зачистки трюмов судов от остатков насыпных грузов[2, стр. 39].
Суда в основном оборудованы средствами комплексной автоматизации, в пассажирском флоте курсирует около 500 скоростных судов на подводных крыльях, на малых реках широкое распространение получили суда на воздушной подушке. Удельный вес дизельного флота вырос более чем на 80%[5, стр. 86].
За это время были созданы:
· толкачи, толкачи-буксиры и секционные составы, что значительно улучшило эксплуатационно-технические и экономические показатели грузового флота;
· грузовые теплоходы новых типов, принципиально отличающиеся по размерам, конструкции, мощности, грузоподъемности и скорости хода от судов довоенной постройки[3, стр. 28];
· сухогрузные и наливные суда смешанного плавания, успешно перевозящие грузы между советскими и зарубежными портами[7, стр. 84];
· пассажирские и грузо-пассажирские суда новых архитектурных форм и конструкций, с высокими скоростями движения и комфортабельными условиями для пассажиров[3, стр. 29];
· пасажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке скегового типа[5, стр.79];