3.1. Виды эксплуатационных повреждений гребных валов.
Выход из строя водопровода приводит к финансовым потерям, во много раз превышающих стоимость разрушенного вала. Возникают ремонтные расходы, потери эксплуатационной прибыли за время вынужденного простоя, затраты на буксировку одновинтовых судов. Поломка гребного вала одновинтового судна в открытом море при штормовой погоде делает его практически неуправляемым и даже может привести к гибели судна. Поэтому изучение вопросов, связанных с повышением надежности работы гребного вала и его прочности способствует уменьшению аварийности на флоте. Виды эксплуатационных повреждений гребных валов достаточно многообразны. Одним из наиболее опасных из них являются появление и развитие в теле вала усталостных трещин, растущих с увеличением наработки гребного вала и могущих привести к его окончательной поломке.
Трещины в гребных валах возникают преимущественно в районе шпоночного паза и наблюдается тенденция увеличения трещинообразования возле шпоночного паза при увеличении передаваемой мощности (таблица 4.)
Возникновение трещин в различных зонах гребных валов одновинтовых судов (валы со сплошной облицовкой).
Таблица 4.
Машинное число |
% валов с трещинами | |||
У шпоночного паза |
У кормового конца облицовки |
У большого основания |
не на кормовом конце вала | |
0-300 |
34,6 |
9,6 |
27,0 |
10,4 |
300-400 |
40,0 |
11,1 |
29,0 |
4.5 |
400-600 |
48,0 |
6,3 |
27,7 |
5,0 |
600-800 |
48,0 |
6,0 |
29,2 |
4,3 |
800-1000 |
50,0 |
20,6 |
20,6 |
— |
Более 1000 |
61,5 |
5,0 |
24,6 |
2,2 |
Повреждения гребных валов по данным французского бюро Веритас.
Таблица 5.
Диаметр гребного вала, мм |
Количество валов находящихся в эксплуатации |
Среднегодовой процент повреждений |
менее 99 |
938 |
1,06 |
100-199 |
3599 |
3,72 |
200-299 |
640 |
8,12 |
300-399 |
431 |
6,31 |
Свыше 400 |
284 |
25,25 |