На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем.
Чартерные авиатуры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок.
Для массовых туристских перевозок, как правило, используется авиачартер (англ., charter— зафрахтованное судно), т.е. аренда фирмой - туроператором самолета конкретной авиакомпании на определенный срок: один рейс, месяц, сезон, круглогодично и др. В этом случае фирма предлагает компании удобный для туристов график перевозки, а также несет риск заполнения самолета туда и обратно. Самолеты могут использоваться как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях. Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициента загрузки, количества рейсов и др. [27].
Чартерные воздушные перевозки возникли в 50-х годах в Северной Америке и Европе, когда отпускники из холодных северных климатических зон направлялись в южные солнечные туристские центры Флориды, Карибского бассейна и Средиземноморья. Чартерные авиалинии, в частности, хорошо адаптированы к спросу авиатранспорта в периоды кризисов. В начале 90-х годов доля незапланированных перевозок увеличилась на туристском рынке в Европе на 5% и составила 43% всех европейских международных перевозок.
Статистика чартерных авиаперевозок показывает, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезонность. Как правило, такие авиаперевозки организовываются в туристские центры. Чартерные рейсы организуются, если с туристским потоком в сезон не справляются плановые рейсовые самолеты или в случае перевозки туристов в места, где рейсовые маршруты отсутствуют или доставка туристов связана с пересадками.
Сезонные программы чартеров бывают весьма напряженные. Недельные программы регулярных и чартерных рейсов из Москвы на популярные морские курорты и туристские центры 16 наиболее активных авиакомпаний составляют:
Таблица 7 - Наиболее популярные туристские центры
Направление | Кол-во авиакомпаний | Кол-во рейсов в неделю |
Анталия (Турция) Бодрум (Турция) Измир (Турция) Даламан (Турция) Стамбул (Турция) |
9 1 2 2 4 итого |
59 2 2 3 13 79 |
Ларнака (Кипр) Пафос (Кипр) |
7 2 итого |
12 3 15 |
Салоники (Греция) Ираклион (Греция) Афины (Греция) |
2 3 2 итого |
5 3 4 12 |
Малага (Испания) Барселона (Испания) Тенерифе (Испания) Майорка (Испания) Аликанте (Испания) |
5 4 3 3 4 итого |
5 12 3 3 4 27 |
Римини (Италия) Генуя (Италия) Венеция (Италия) Неаполь (Италия) |
2 2 1 1 итого |
3 3 2 1 9 |
Варна (Болгария) Бургас (Болгария) |
5 3 итого |
15 7 22 |
Всего |
164 |