Ø насколько будут готовы к масштабным перевозкам грузов конкурентные транспортные коммуникации в странах Восточной и Центральной Азии;
Ø какими темпами будет нарастать грузооборот в мирохозяйственной системе в целом и как будет увеличиваться грузопоток по направлению «Азия — Европа»;
Ø изменятся ли направления перетоков грузов при формировании нового экономического полюса и превращения Китай в супердержаву Восточной Азии;
Для оценки загруженности магистральных направлений транспортировки грузов в рамках максимального сценария были сгенерированы две гипотезы формирования транспортной системы с учетом
Ø альтернативных предложений по развитию транспортных магистралей страны как полноценного элемента международных евразийских транспортных коридоров (1. Имеющийся резерв пропускной и провозной способности позволит удовлетворить потребности всех российских фирм и компаний в перевозке грузов, а также перевозки возрастающего транзитного потока и строительство новых широтных магистралей не рационально; 2. целесообразно начать формирование Северо-Российской евразийской магистрали, закончив сооружение ее основного элемента Северо-Сибирской железной дороги до 2025 г.);
Ø разных уровней конкурентоспособности (на базе аппарата размытых-нечетких множеств) для перевоза транзитных грузов по Транссибирской магистрали и другим евразийским международным маршрутам (ТРАСЕКа, Шелковый путь-2 и др.), а также по Северному морскому пути (как звена Северо-Восточного прохода) и традиционной трассы через СУЭЦ;
Ø оценки повышения пропускных и провозных способностей основных стратегических направлений российских магистралей за счет максимального задействования внутренних факторов: электрификации, повышения фондоотдачи и пр. (результат прогноза значений основных показателей грузового железнодорожного транспорта на базе эконометрической модели);
Ø изменение предпочтительности, приоритетности тех или иных грузов (внутрироссийских или международного транзита) при транспортировке по российским транспортным магистралям в рассматриваемом прогнозном периоде.
Продолжение таблица №46 «Гипотезы развития транспортной системы России"
Гипотеза А: Формирование новых транспортных магистралей при повышении эффективности функционирования всей существующей транспортной сети страны |
Данная конфигурация транспортной сети России не соответствует долгосрочным интересам страны. Необходимо формирование новой широтной магистрали – Северо-Российской евразийской. Это позволит повысить надежность транспортировки внутрироссийских грузов и будет способствовать занятию Россией устойчивых позиций в международном транспортном разделении труда (контейнерные транзитные перевозки). Задача позиционирования России в евроазиатской транспортной системе и «захват» своей доли на рынке экспортных транспортных услуг является приоритетной. Этап I (до 2010 г.)– модернизация существующей транспортной сети с усилением узловых пунктов транспортной сети при создании «недостающих» меридиональных железнодорожных выходов, повышающих надежность и связность единого экономического пространства страны. · Реконструкция и модернизация инфраструктуры на основных железнодорожных направлениях МТК с целью повышения эффективности их использования (повышение скорости движения, конкурентоспособности и т. д.). Увеличению пропускной и провозной способности не менее, чем на 20%. · Увеличение мощностей морских портов для переработки грузов, обеспечивающих выход внутренних российских магистралей на международные транспортные коридоры: в северо-западном направлении в 2-3 раза, в дальневосточном и южном - примерно в 2 раза. Это будет обеспечиваться как за счет реконструкции существующих портовых мощностей, так и строительства новых терминалов Усть-Луге, Приморске, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Таганроге, Оле, Махачкале, Восточном, Находке и др. · Переоснащение Северного морского пути в соответствии с требованиями к международным транспортным магистралям и превращение его в полноценный элемент международного транспортного коридора — Северо-Восточного прохода. Работы по восстановлению пропускной способности меридиональной водной магистрали «Енисей - СМП». Благодаря этим работам появляется возможность увеличить пропуск грузов по СМП и СВП примерно в 1,6 раза. · Помимо работ по техническому переоснащению действующих линий, целесообразно также · Формирование меридиональной ж/д магистрали - Тында - Якутск с ответвлением до Эльги. · Окончательное оформление международного транспортного коридора «Север-Юг». Этап II (2011-2025 гг.) – начало формирования нового опорного каркаса страны за счет не только переоснащения СМП (СВП), но и начала формирования новой широтной магистрали. Помимо завершения работ по расширению и повышению надежности выходов российских грузов на мировой рынок за счет более интенсивного вовлечения морских магистралей, намечается: · завершение работы по превращению Северного Морского пути в транспортный коридор международного ранга. Оценка максимального увеличения провозной способности в 4-5 раз; · продолжение наращивания портовых мощностей страны, обеспечивающих выход внутренних российских магистралей на международные транспортные коридоры: в северо-западном направлении в 2-3 раза, в дальневосточном и южном - примерно в 2 раза, и пр.; · дальнейшая модернизация Транссибирской магистрали. За счет дальнейшей электрификации, повышения фондоотдачи, ожидается увеличение пропускной способности еще на 30%; · Завершение строительства Северо-Сибирской железной дороги. В качестве основы минимального (умеренного ) варианта, что соответствует 4—5% темпам прироста экономики в целом, рассматривается следующая гипотеза. |