Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей дизеля и турбокомпрессора, подверженных действию горячих газов, с целью поддержания температуры этих деталей в определенных пределах.
Система охлаждения обеспечивает постоянный подвод охлаждающей воды и непрерывную ее циркуляцию в дизеле и турбокомпрессоре.
Охлаждение дизеля я турбокомпрессора - принудительное водяное. Циркуляция воды в системе охлаждения обеспечивается насосом, установленным на верхнем картере дизеля.
Через приемный патрубок вода поступает на крыльчатку насоса из трубопровода внешней части системы охлаждения. При вращении крыльчатки вода по трубопроводам направляется из корпуса насоса в моноблоки и далее в выхлопные коллекторы и в корпус подшипников турбокомпрессора. Водяные трубы соединяются с выходными патрубками корпуса насоса дюритовыми шлангами, затянутыми хомутами. На противоположных концах водяные трубы имеют фланцы и соединяются шпильками с фланцами крышек водоприемников.
Попадая в водяные пространства моноблоков, вода охлаждает гильзы цилиндров, но перепускным каналам поступает в головки моноблоков, охлаждает днище камер сгорания, впускные и выпускные патрубки и направляющие клапанов. Из головок моноблоков вода поступает на охлаждение коллекторов и турбокомпрессора.
Охладив турбокомпрессор, вода через выхлопной патрубок по соединенным с ним трубопроводам внешней части системы охлаждения поступает в радиатор, где и охлаждается.
Спуск воды из системы охлаждения дизеля производится через спускные пробки 32 (рис.9) крышек водоприемников и через спускные краны, установленные на перепускных патрубках, насосе пресной воды и коленах.
Для выхода пара и воздуха из головок моноблоков во время работы дизеля в переднее верхней части моноблоков предусмотрены пароотводные штуцеры 69, но одному на моноблок, соединенные о расширительным бачком внешней части системы охлаждения.
Краны, установленные в верхних точках выхлопных колен, предназначены для выпуска воздуха при заполнении водой системы охлаждения дизеля.
Температура выходящей из дизеля вода замеряется дистанционным термометром, приемник которого устанавливается в трубопроводе внешне части системы охлаждения в непосредственной близости к выходному патрубку турбокомпрессора.
6.4,1. Насос пресной вода. Насос пресной воды (водяной насос, ряс.23) - центробежный, предназначен для создания непрерывной циркуляции охлаждающей вода в системе охлаждения.
Вращение валика насоса передается от коленчатого вала через пару конических шестерен а рессору. Направление вращения вала - по часовой стрелке, если смотреть на насос со стороны крышки.
Насос монтируется на площадке верхнего картера дизеля, фиксируется двумя штифтам и крепится восемью шпильками.
Крышка 1, корпус 3 крыльчатка 4 и кронштейн 6 отлиты из алюминиевого сплаве.
Корпус имеет две улитки, оканчивавшиеся патрубками, к которым дюритовыми шлангами, стягиваемыми хомутами, присоединяется водяные
трубы подвода воды для охлаждения гильз. К круглому фланцу корпуса шестью шпильками крепится крышка I. Между корпусом и крышкой устанавливается паронитовая прокладка 2. Крышка имеет приемный патрубок, к которому дюритовым шлангом крепится труба подвода воды к насосу.
Во внутреннюю расточку корпуса насоса запрессована стальная каленая втулка 5, предохраняющая корпус от размывания водой, отбрасываемой вращающимися деталями .уплотнения, а также для защиты сальника от литейного песка, увлекаемого циркулирующей водой из водяных полостей литых деталей. Песок, прошедший по торцовому зазору между крыльчаткой и корпусом, попадает в кольцевую канавку, образованную буртом втулки и стенкой корпуса и при остановке стекает, минуя сальниковую полость.
К торцу корпуса четырьмя болтами крепится стальная каленая втулка 25. Уплотнение стыка втулки и корпуса достигается постановкой в кольцевую выточку на фланце втулки, резинового кольца 26. Бурт в корпусе со стороны крепления кронштейна б служит для его центровки. Кронштейн крепится к корпусу четырьмя шпильками.