Строение сухогрузного теплохода, проект 1565
Судно – плавающее инженерное сооружение. Состоит из корпуса, надстройки, энергетической установки, судовых движителей, устройств, систем и радионавигационного оборудования.
1. Корпус
Корпус судна образует тонкая водонепроницаемая оболочка – обшивка, подкрепленная продольными и поперечными балками набора. Нижняя часть корпуса называют днищем, боковые стенки – бортами, верхнюю часть – палубой.
Наружную обшивку корпуса и настил палубы сваривают из отдельных листов, длинные кромки которых направляют вдоль судна: они образуют пояса обшивки. Сухогрузный теплоход проекта 1565 имеет двойное дно и двойные борта. Это увеличивает общую прочность корпуса, повышает живучесть судна и создает удобства для выполнения перегрузочных операций.
С помощью вертикальных поперечных и продольных водонепроницаемых переборок корпус разделен на отсеки, что обеспечивает непотопляемость судна и выделение помещений различного назначения. Поперечными водонепроницаемыми переборками выделяют машинное отделение, носовой отдел – форпик и кормовой отсек – ахтерпик, а также грузовые трюмы. Между отсеками с топливом и жилыми помещениями устраивают небольшие порожние отсеки – коффердамы, которые, как правило, оборудуют вытяжной вентиляцией.
Для предотвращения заливания оконечностей судна при ходе во время волнения палубу и борта над форпиком и ахтерпиком приподнимают над уровнем главной палубы. Такие водонепроницаемые возвышения над форпиком называют баком, а над ахтерпиком – ютом. В палубе имеются специальные отверстия – люки – для доступа в отсеки судна. Их размеры зависят от назначения отсеков. По всему периметру люки подкрепляют вертикальными балками – комингсами.
1.1. Надстройку
на судне используют для размещения жилых (каюты экипажа), бытовых (хозяйственные, санитарно-гигиенические помещения и др.) и служебных помещений (ходовая рубка, радиорубка и др.). Судовые помещения образуют путем разделения надстроек и отсеков корпуса перегородками на отдельные замкнутые пространства.
Оборудование и удобство жилых помещений зависит от служебного положения члена экипажа. При размещении кают учитывают место несения вахты. Путь от каюты до рабочего места должен быть кратчайшим.
1.2. Грузовые люки
делают в палубе для обеспечения загрузки трюмов, а также доступа в помещения, расположенные в корпусе
1.3. Дельными вещами
называют металлические и пластмассовые изделия, составляющие часть оборудования корпуса и предназначенные для создания нормальных условий обитаемости экипажа, а также обеспечения их безопасности. К ним относят:
- металлические двери;
- световые люки, которые устанавливают над помещениями, в которых необходимы естественное освещение и вентиляция;
- сходные люки служат для доступа людей в подпалубные помещения;
- горловины устанавливают для доступа в междубортное и междудонное пространство, а также в цистерны для хранения жидкостей;
- иллюминаторы служат для естественного освещения и вентиляции судовых помещений.
2.Судовая энергетическая установка.
Состоит из:
1.1.
Главный двигатель
является источником энергии, которая расходуется на движение судна. В качестве главных двигателей на данном судне используют двигатели внутреннего сгорания.
1.2.
Вспомогательные механизмы и аппараты различного назначения.
В машинных отделениях совместно с главным двигателем размещают дизель-генераторы, насосы, аппараты для приготовления питьевой воды, различные трубопроводы, приборы, средства автоматики, оборудование для защиты окружающей среды.
3. Движители
преобразуют энергию главных двигателей в полезную тягу, под действием которой осуществляется движение. На сухогрузном теплоходе проекта 1565 в качестве судового движителя применяют два гребные винты. Гребной винт – гидравлический механизм, лопасти которого захватывают забортную воду и сообщают ей дополнительную скорость в направлении, противоположном движению судна. При этом гидродинамические силы, возникающие на лопастях, создают осевую равнодействующую силу, называемую упором движителя. Упор движителя передается корпусу судна через жестко связанный с ним упорный подшипник.