В судостроении применяются различные виды кооперирования:
a) внутрирайонное, когда организация производственных связей между предприятиями осуществляется в рамках одного экономического района (например, Ленинградского, Черноморского и др.);
b) межрайонные — при наличии связей между предприятиями нескольких экономических районов;
c) внутриотраслевое, или межзаводское, кооперирование (МЗК) (в одной судостроительной отросли);
d) межотраслевое, связывающее предприятия различных отраслей, например судостроительной и машиностроительной.
Эти формы кооперирования позволяют использовать большие экономические преимущества специализации производства.
Применение кооперирования в корпусостроении возможно не только внутри судостроительной отрасли, но и с другими отраслями промышленности (например, кооперирование с металлургической промышленностью по изготовлению секций судов на металлургических предприятиях). Так, для санкт-петербургских судостроительных заводов, при определенных условиях, целесообразно было бы изготовлять некоторые секции или отдельные конструкции корпусов на Череповецком металлургическом комбинате. Хорошие перспективы для этого появились с вступлением в строй Волго-Балтийского канала. Практика мирового судостроения подтверждает возможность данной формы кооперирования. Например, в США в период осуществления большой судостроительной программы военного времени (1939—1944 гг.) судовые конструкции изготовлялись на металлургических заводах Бирмингема и доставлялись водным путем и автотранспортом на судостроительные предприятия, расположенные в Новом Орлеане, на расстоянии 360 миль.
Кооперирование судостроительных заводов с металлургическими предприятиями исключает перевозку той части материалов, которая идет в отходы при изготовлении секций и конструкций (отходы иногда достигают 20% от общего веса потребляемого в судостроении металла). Аналогично этому может успешно осуществляться поставка некоторых видов судового оборудования, смонтированного в блоках.
Танкер с паротурбинной установкой | |||||||
Межотраслевое кооперирование | Межзаводское кооперирование | ||||||
Главные судовые машины — предприятия тяжелого энергетического и транспортного машиностроения |
Электротехническое оборудование — предприятия электротехнической промышленности |
Механизмы систем и оборудование — предприятия машиностроительной промышленности |
Паровые котлы, теплообменные аппараты — судостроительные машиностроительные заводы |
Рулевые машины, винты, и валопроводы — заводы судового машиностроения |
мебель и оборудование служебных и бытовых помещений — цехи судостроительных заводов, заводы вспомогательного оборудования |
Штамповки, поковки, литье и арматура — заготовительные базовые заводы |
Табл.
2
. Примерная схема производственного кооперирования при постройке танкера