Является на сегодня самой успешной и прибыльной компанией среди отечественных производителей (журнал РБК).
В 200 году металлургический гигант «Северсталь» приобрел акции сначала Ульяновского автозавода, а затем еще и Заволжского моторного. Весной 2002 года эти акции были переданы в уставный капитал дочерней компании «Северсталь-Авто». Она стала для двух заводов управляющей, ей сейчас принадлежит 66% уставного капитала УАЗа и 75% ЗМЗ. В результате ЗМЗ удалось вывести на безубыточную работу, а на УАЗе выпустить новые модели – «Хантер» и «Патриот» (правда, завод пока остается убыточным). Этого металлургам оказалось мало, и в июне 2005-го «Северсталь-Авто» купил 99,6% акций ОАО «ЗМА» (бывший завод малолитражных автомобилей КамАЗа, где собирали львиную долю ВАЗ-1111 «Ока»). Производственная площадка в Набережных Челнах была выбрана «как наиболее эффективное решение с точки зрения инвестиционных затрат», и в конце того же года с местного конвейера сошли первые лицензионные вседорожники «Саньён-Рекстон». Этим, как известно, дело не кончилось. С начала 2007-го на мощностях ЗМА разворачивается производство двух моделей ФИАТа.
Первая – это «Албеа»: четырехдверный седан с двигателем 1,4 литра (76 л.с.) и механической коробкой передач, вторая «Палио» – пятидверный хэтчбек с теми же двигателем и коробкой. Несколько лет назад его продвигали на нашем рынке, но не слишком успешно. С тех пор автомобиль пережил фейслифтинг под руководством маэстро Джуджаро.
По мнению руководителей «Северсталь-Авто», обе машины «попадают в самый динамично растущий сегмент В автомобильного рынка и имеют все шансы побороться за его заметную долю». Помимо этих моделей, на конвейер, видимо, встанет и грузопассажирский фургон «ФИАТ-Добло». Общий объем инвестиций в организацию здесь производства 30–40 тыс. автомобилей ФИАТ в год «Северсталь» оценивает в 17,9 млн. долл.
– Главная причина – у них есть успешный опыт организации сборочных проектов в третьих странах, – объясняет глава «Северсталь-Авто» Вадим Швецов. – Таких компаний в мире не так уж много. Кроме того, нужно было предложить для России современный, качественный и недорогой продукт. Словом, так мы с ФИАТом и пришли друг к другу – он тоже искал партнера у нас в стране.
При этом россиян не останавливает то, что итальянский автопроизводитель находится в очень непростом экономическом положении.
– Наш бизнес построен так, что мы работаем не напрямую с компанией ФИАТ, а с ее очень успешным турецким СП – одним из самых сильных предприятий в своей стране, – говорит В.Швецов. – Именно эта фирма и будет организовывать для нас поставки.
Одна из таких довольно успешных моделей – «Гранде Пунто» была представлена на прошедшей недавно в Москве итальянской выставке «Миф и скорость». но и цена «недетская» – от 14 999 долл. Кроме того, «Северсталь-Авто» собирается продавать по прямому импорту еще семь моделей концерна – Panda, Albea, Idea, Stilo, Croma, Doblo и Ducato. Цена на самую «бюджетную» Albea (1,4 л, 76 л.с.) начинается с 11 999 долл.
За это время для многих забытый у нас бренд ФИАТ должен получить мощный импульс: в ближайшие три года в продвижение этой марки в России «Северсталь-Авто» собирается вложить 12 млн. долл., чтобы, как сказано, «увеличить лояльность к нему потребителей». Но главный козырь в борьбе за покупателя – невысокая цена за достаточно привлекательный автомобиль: планируется базовый «Палио» российской сборки продавать по цене 9,5 тыс. долл., а седан «Албеа» (на него – главная ставка!) – от 10 тыс.
В цехе, где раньше собирали спецавтомобили на базе «уазиков», большие перемены. Теперь здесь – производство японских грузовых автомобилей «Исудзу»! Пока собирают только одну модель – Isuzu NQR71P грузоподъемностью 5 тонн, и планы на этот год не слишком впечатляют: всего 508 автомобилей. Точнее, шасси, на которых заказчик смонтирует то, что ему нужно: фургон, самосвал, рефрижератор… Но это – только начало; в планах «Северсталь-Авто» года через три нарастить выпуск до 6 тыс. машин в год (двух моделей). А попутно от крупноузловой сборки перейти к полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку кабин. Плюс – освоить изготовление навесного оборудования. Продажи модели в России стартуют 1 сентября этого года; цена шасси – от 868 000 рублей.