Один из основных факторов, сдерживающих развитие конкурентоспособности, - нормативная база, созданная как минимум 20 лет назад. Наши конкуренты – западные компании, работающие на российском рынке, - находятся в другом правовом поле и пользуются другими регулирующими документами.
Сейчас Россия имеет прямое воздушное сообщение более чем с 90 странами мира. Но престиж отечественного воздушного транспорта невысок вследствие:
Ø высоких тарифов на оплату поездок, перевозки грузов;
Ø относительно невысокого количества пассажиров и культуры их обслуживания;
Ø неудовлетворительного технического состояния самолетов и значительной части вертолетов (около 50% парка гражданской авиации используется более 15-25 лет. Например АН-24)
Из- за долгой эксплуатации самолетов, превышающих грань возможного времени использования, самолеты находятся в ужасном состояние. Из –за чего увеличивается количество авиа катастроф.
Эволюция российских перевозчиков происходит непозволительно медленно. Границы отечественного, когда-то обособленного рынка становятся все тоньше и уязвимее, что является совершенно логичным следствием его развития. Все больше российских перевозчиков стремятся нарушить исторически сложившуюся монополию одной авиакомпании и выйти на чартерные и регулярные международные маршруты, освоить новые направления. А это в свою очередь, стимулирует приход на наш рынок иностранных авиакомпаний: межправительственные соглашения о воздушном сообщении России с другими странами базируются на принципе паритета.
Многократно уменьшилось применение авиации в народном хозяйстве. Вхождение гражданской авиации в рыночную экономику проходило болезненно и с определенными потерями. Вместе с тем многие трудности удалось преодолеть. Главное – удалось сохранить гражданскую авиацию России и закрепить тенденции ее дальнейшего развития.