В СССР автомобильная отрасль включала несколько крупных заводов, производивших разнообразные модели – от компактных автомобилей до тяжелых грузовиков. Автомобильная промышленность развивалась как неотъемлемая часть советской экономики, когда каждое предприятие производило транспортные средства для того, чтобы заполнить определенный плановый сектор. Фактически советские заводы не были независимыми производителями, но представляли различные подразделения крупнейшей монополии – советской автомобильной промышленности.
3. Родственные и поддерживающие отрасли. Автомобиль представляет собой сложное изделие, состоящее приблизительно из 20 тысяч компонентов, поэтому для создания конкурентоспособной продукции в автомобилестроении очень важны качество комплектующих и отлаженная работа огромной структуры поставщиков. Для автомобильной промышленности не характерна стандартизация продукции. Для выпуска каждой модели нужна своя сеть поставщиков, выпускающих комплектующие именно для этой модели и участвующих в проектировании продукции, благодаря чему издержки производства становятся предсказуемыми уже на этом этапе.
Развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности требует наличия развитых поддерживающих отраслей. В качестве сопутствующей отрасли особое значение приобретает электронная промышленность. Если в 1992 г. автомобили содержали полупроводниковые элементы в среднем на 50 долларов , то в 1999 г. – уже на 200 долларов.
В России имеется большой потенциал для развития конкурентоспособных поддерживающих отраслей автомобильной промышленности. Тем не менее сейчас эти отрасли российской экономики трудно назвать конкурентоспособными на мировом рынке.
Кроме того, необходимо наличие развитой банковской системы, надежных банков, предоставляющих потребителю со стабильным заработком кредиты для приобретения автомобилей. В Польше после остановки инфляции продажи автомобилей в кредит возросли в несколько раз. В Германии в кредит продается около ½ машин, в Великобритании – почти 1/3.
4. Стратегия фирм, их структура и соперничество. Хотя в настоящее время производственные показатели российского автопрома не дотягивают до уровня 1990 г., производство легковых автомобилей в1999 г. после спада вызванного финансовым кризисом, снова начало расти.
Таблица 1
Производство российских автомобильных
предприятий
| Продукция | Максимальный уровень производства | Объём производства (шт.) | ||||
1991 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |||
АО «АвтоВАЗ» | Легковые | 750000 | 674355 | 680570 | 740500 | 595300 | 677670 |
АО «Москвич» | Легковые | 200000 | 104801 | 2929 | 20600 | 40000 | 30112 |
АО «ГАЗ» | Легковые Грузовые | 130000 280000 | 69000 245000 | 124284 4857 | 124800 87200 | 125400 86200 | 125486 114225 |
АО Ижмашавто» | Легковые Грузовые | 130000 н.д. | 123100 45800 | 9146 7101 | 5500 2500 | 5000 5500 | 4409 4730 |
АО «КамАЗ» | Легковые Грузовые | н.д. 150000 | 3100 100000 | 8935 21814 | 17900 12200 | 19100 3300 | 20676 14813 |
АО «КаВЗ» | Автобусы | 21000 | 19330 | 1077 | 769 | 1500 | 1767 |
АО «Павловский автобус» | Автобусы | 17000 | 9476 | 7235 | 8700 | 8100 | 7502 |
АО «УАЗ» | Внедор. Микроавтобусы Лёгкие грузовики | 60000 30000 45000 | 52491 12239 38070 | 33701 25200 10900 | 51400 24500 20500 | 31900 22400 22800 | 38686 22050 20393 |
АО «УралАЗ» | Тяжёлые грузовики | 29000 | 31371 | 6522 | 5300 | 2500 | 5470 |
АМО «ЗИЛ» | Грузовые | 210000 | 158075 | 7200 | 18300 | 21700 | 22503 |