В датчиках-распределителях Р351 и Р352 грузики при увеличении частоты вращения через поводковую пластину 26 (см. приложение) поворачивают в сторону вращения ротор датчика, поэтому управляющий.импульс будет подаваться на транзистор коммутатора раньше и угол опережения зажигания будет увеличиваться. Характеристики центробежных регуляторов опережения зажигания приведены в табл. 10.
Работа вакуумного регулятора опережения зажигания
При большой нагрузке двигателя дроссельная заслонка карбюратора открыта почти полностью, а поэтому разрежение в смесительной камере карбюратора и в соединенной с ней полости крышки 4 (см. приложение) регулятора мало и пружина 3 удерживает диафрагму 5, а следовательно, тягу 8 и пластину 10 прерывателя в положении, соответствующем позднему зажиганию. По мере уменьшения нагрузки двигателя дроссельная заслонка карбюратора прикрывается, поэтому разрежение в полости крышки 4 регулятора будет увеличиваться, а в полости корпуса 6 давление равно атмосферному и остается постоянным. В результате разности давлений диафрагма будет прогибаться в сторону пружины, сжимая ее, и одновременно через тягу 8 поворачивать подвижную пластину 10 прерывателя навстречу вращению кулачка, что и увеличит угол опережения зажигания.
При работе двигателя без нагрузки на минимальной частоте вращения коленчатого вала дроссельная заслонка карбюратора прикрыта, а поэтому вакуумный регулятор
не работает.
Разрежение в смесительной камере карбюратора изменяется не только от степени открытия дроссельной заслонки, но и от частоты вращения коленчатого вала. При одном и том же положении дроссельной заслонки, но разной нагрузке двигателя, будет изменяться и частота вращения коленчатого вала, что вызовет изменение скорости движения воздуха в смесительной камере карбюратора, а следовательно, и изменение величины разрежения в ней и в полости вакуумного регулятора. В результате этого будет изменяться и угол опережения зажигания.
Типовая характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания приведена в приложении .
В датчике-распределителе Р352 при увеличении нагрузки на двигатель вакуумный регулятор поворачивает статор датчика в сторону вращения ротора, в результате чего уменьшается угол опережения зажигания.
Октан корректор. У октан-корректора прерывателя-распределителя Р4-Д (см. приложение) верхняя пластина 5 прикреплена болтом 6 к корпусу 9 прерывателя-распределителя. Нижняя пластина 7 при помощи болта, входящего в паз 2, крепится к блоку цилиндров. Тяга 3, шарнирно укрепленная на нижней пластине, при помощи гаек 4 соединена с верхней пластиной 5.Свободно сидящая заклепка 8 соединяет между собой обе пластины октан-корректора.
При установке начального угла опережения зажигания его можно изменять в пределах ±12° (по углу поворота коленчатого вала) при помощи гаек 4. Так как нижняя пластина остается неподвижной, то при вращении гаек 4 происходит смещение верхней пластины 5, а вместе с ней и корпуса 9 прерывателя-распределителя в пределах овального прореза для заклепки 8. При перемещении корпуса прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора угол опережения зажигания изменяется на 2° по углу поворота коленчатого вала. После регулировки обе гайки 4 должны быть плотно затянуты.
Начальный угол опережения зажигания для двигателя ЗМЗ-53 равен 4°, а для двигателя ЗИЛ-130 — 9°. Колпач-ковой масленкой 1 обеспечивается подача смазки к подшипнику вала привода кулачка.
Совместная работа устройств по регулировке угла опережения зажигания
Совместная работа центробежного и вакуумного регулятора устанавливает наиболее выгодную величину угла опережения зажигания при различных режимах работы двигателя, что обеспечивает повышение его мощности и экономичности. Октан-корректор, центробежный и вакуумный регуляторы, действуя независимо друг от друга, создают общую составляющую угла'опережения зажигания.