В контактно-транзисторную систему зажигания входят следующие аппараты.
Прерыватели-распределители
Р133 и Р137 (см приложение) восьмиискровые, правого вращения, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором.
Конструкция прерывателей-распределителей Р133 и Р137 в основном аналогична конструкции прерывателя-распределителя Р119-Б. В роторе распределителя установлен проволочный помехоподавительный резистор 13 сопротивлением 4—5 кОм. К валу / жестко крепится поводковая пластина 37. На осях 39 пластины установлены грузики 38 центробежного регулятора опережения зажигания.
При работе регулятора рабочий профиль А грузиков 38 перекатывается по рабочей плоскости Б поводковой пластины 36 кулачка.
Подбором рабочего профиля А грузиков 38 и жесткости пружин 34 обеспечивают оптимальную характеристику угла опережения зажигания.
В прерывателях-распределителях Р4-Д и Р13-Д и др., применяемых на восьмицилиндровых двигателях, конструкция ротора распределителя и центробежного регулятора опережения зажигания аналогична конструкции этих узлов прерывателя-распределителя Р119-Б. В прерывателях-распределителях, применяемых в контактно-транзиторной системе зажигания, конденсатор не устанавливают.
Катушка зажигания Б114
в отличие от катушки Б115 имеет следующие конструктивный особенности.
Первичная обмотка имеет меньшее число витков и наматывается проводом большого диаметра , что уменьшает сопротивление и индуктивность. Конпы первичной обмотки соединены с зажимом К крышки и зажимом без обозначения. Увеличено число витков вторичной обмотки. Один конец вторичной обмотки соединено центральным выводом крышки, а второй соединен с корпусом катушки. В крышке катушки зажигания Б114-Б высоковольтный вывод не имеет резьбового штуцера и аналогичен выводам крышки распределителя.
Дополнительный резисторСЭ107
(см приложение). В металлической коробке 1 на двух фарфоровых изоляторах 2 закреплены спирали 3 резисторов сопротивлением по 0,5 Ом каждый, выполненные из константановой проволоки, что предотвращает увеличение сопротивления цепи при нагреве. Концы резисторов приварены к контактным пластинам 5, которые соединяются с изолированными от коробки зажимами 4. Зажимы обозначены буквами К, В К и ВК.-Б. Свечи зажигания такие же, как и в нетранзисторной системе зажигания.
Транзисторный коммутатор ТК102
(см приложение). В коммутаторе установлены транзистор ГТ701А с допустимым напряжением между эмиттером и коллектором 100 В и допустимой силой тока коллектора 12 А; германиевый диод Д1 типа Д220; кремниевый стабилитрон Д2 типа Д817В; резистор R сопротивлением 27 Ом; конденсатор С1 емкостью 1 мкФ, электролитический конденсатор С2 емкостью 50 мкФ и импульсный трансформатор ИТ. Трансформатор ИТ состоит из сердечника 3, первичной 5 и вторичной 4 обмоток.
Для отвода тепла от транзистора 7 его устанавливают в горловину цинкового корпуса 1, после чего горловину заливают эпоксидной смолой 6. Блок 2 защиты транзистора состоит из диода Д1, стабилитрона Д2 с теплоотводом 9, резистора R и конденсатора С1. Все приборы блока защиты залиты эпоксидной смолой. К зажимам 10 блока подключаются проводники от других приборов коммутатора. Германиевый транзистор работоспособен при температуре не выше 65°С, поэтому транзисторный коммутатор устанавливают в кабине водителя.
Работа контактно-транзисторной системы зажигания.
При включенном зажигании, когда контакты прерывателя разомкнуты, транзистор закрыт и в первичной цепи ток не проходит.
В момент замыкания контактов прерывателя в цепи управления транзистора будет проходить ток не более 0,8 А. С увеличением частоты вращения кулачка прерывателя, вследствие уменьшения времени замкнутого состояния контактов, сила тока в цепи управления транзистора уменьшается до 0,3 А.
Путь тока в цепи управления транзистора (см. пунктирные стрелки в приложении): плюсовой вывод батареи — зажим тягового реле стартера — амперметр — зажим AM выключателя зажигания — контактная пластина выключателя — зажим КЗ выключателя — дополнительный резистор СЭ107 — первичная обмотка катушки зажигания — безымянный зажим транзисторного коммутатора — переход эмиттер — база транзистора — первичная обмотка импульсного трансформатора — контакты прерывателя — корпус — минусовой вывод аккумуляторной батареи.
Вследствие прохождения тока управления через переход между базой и эмиттером транзистора происходит резкое снижение сопротивления переходов эмиттер — коллектор транзистора с нескольких сотен Ом до нескольких долей Ом, и он открывается, включая цепь тока низкого напряжения.
Цепь тока низкого напряжения: плюсовой вывод аккумуляторной батареи — зажим тягового реле стартера — амперметр — выключатель зажигания — дополнительные резисторы — первичная обмотка катушки зажигания — переход эмиттер — коллектор транзистора — корпус — минусовый вывод батареи. Сила тока в первичной цепи при открытом транзисторе достигает 8 А при неработающем двигателе и снижается до 3 А при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.