В настоящее время во всех развитых странах является общепризнанным следующий взгляд на проблему повышения качества:
- никакие эпизодические, отдельные, даже блестяще организованные и крупные мероприятия не могут обеспечить значительное повышение качества продукции;
- для решения задачи повышения качества услуг необходима система целенаправленных и планомерно осуществляемых мероприятий системой управления качеством.
Особую роль в организации перевозок пассажиров и качества их обслуживания играет координация взаимодействия служб и подразделений авиакомпаний в процессе подготовки транспортных средств к отправлению. Структура службы организации перевозок определяется в каждом конкретном случае, исходя из объёма воздушных перевозок данного аэропорта, наличия в данном городе городского аэровокзала, в котором производится регистрация вылетающих пассажиров, типа воздушных судов, эксплуатирующих данный аэропорт, наличие в аэропорту международного сектора и других особенностей данного аэропорта.
Изучение проблем обслуживания пассажиров на воздушном транспорте, в самом общем случае, показывает следующие основные критерии эффективности перевозки и обслуживания пассажиров:
- наполняемость рейсов;
- организация безопасности полетов;
- обеспечение комфортности полетов.
Причем, организация безопасности полетов является технико-экономическим критерием, носящим самостоятельный характер, а его реализация является важнейшей задачей технических и диспетчерских служб авиапредприятий.
Что же касается первого и третьего критериев, то они имеют в основном экономическое содержание и тесно взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние. Причем такое влияние является скорее противоречивым, чем дополняющим друг друга. Сказанное вытекает из следующих соображений. Основным фактором, влияющим на значение данных показателей, на наш взгляд, является стоимость билетов. Причем наполняемость рейсов обратно пропорционально стоимости билетов, т.е. чем ниже стоимость билетов, тем вероятнее становится полная коммерческая загрузка рейсов. С другой же стороны чем выше стоимость билетов, тем выше можно поднять уровень комфортности обслуживания пассажиров. Следовательно, если построить аналитические выражения для указанных критериев и оптимизировать их по ряду действующих на них факторов, то можно определить компромиссное решение задачи максимизации показателей по эффективному обслуживанию пассажиров.
Однако следует заметить, что общее количество факторов, влияющих на рассмотренные критерии качества обслуживания пассажиров и работы авиакомпании, носят качественный характер, а количество их достаточно велико. Поэтому построение аналитических зависимостей для данных критериев весьма затруднительно. Выходом из данного положения является обработка статистических данных методами множественного регрессионного анализа. Для этого проводятся маркетинговые исследования, собираются соответствующие статистические данные.
Рассмотрим основные принципы формирования различных критериев эффективности перевозки и обслуживания пассажиров.
Наполняемость рейсов.Одним из важнейших этапов организации воздушной перевозки и обслуживания пассажиров является комплектование рейсов
, для чего производится продажа билетов, как в кассах самого агентства, так и в сети наружных касс и филиалов агентства, а также туристическими фирмами и авиакомпаниями.
Был проведен анализ основных проблем комплектования рейсов, позволивший показать, что наиболее болезненной из них сегодня является низкий уровень наполняемости воздушных судов. Для повышения уровня наполняемости рейсов необходимо снизить тарифы таким образом, чтобы с одной стороны увеличить число желающих лететь, а с другой стороны, получить доходы, которые превышают доходы, получаемые авиакомпанией при тарифе, используемом на текущий момент времени. Суть методики расчета рациональных тарифов, удовлетворяющих отмеченным выше требованиям, заключается в следующем.
1.Расчитывается минимально допустимая стоимость перевозки на данном маршруте Smin по формуле:
Smin = C / k,
где С – суммарные затраты, связанные с выполнением рейса;
k- число посадочных мест используемого на рейсе воздушного судна.
2. Вычисляются коэффициенты фактического факт и желаемого жел заполнения воздушного судна соответственно по формулам:
факт = mфакт/ k, жел = mжел /k,