Износ гребня образуется от соприкосновения с рельсом вследствие извилистого движения колёсной пары на прямых участках пути и при прохождении вагона по кривым.
Таблица 1
Пассажирские вагоны |
Наименьшая толщина при ремонте, мм | |||
заводском |
деповском |
текущем |
текущем | |
отцепочном |
безотцепочном | |||
обращающиеся в поездах со скоростью свыше 120 до 140 км\ч |
40 |
40 |
37 |
35 |
обращающиеся в поездах со скоростью свыше 140 до 160 км\ч |
55 |
45 |
42 |
40 |
обращающиеся в поездах со скоростью до 120 км\ч |
33 |
33 |
30 |
25 |
Допускаемая толщина гребня колёс, измеренная на расстоянии 18 мм от его вершины, при подкатке колёсных пар под вагоны, выпускаемые из деповского, текущего оценочного ремонтов, а так же у вагонов, находящихся в эксплуатации, приведена в таблице 2.
Таблица 2
Пассажирские вагоны |
Толщина гребня при ремонте, мм | ||
заводском |
деповском |
текущем | |
обращающиеся в поездах со скоростью свыше 120 до 140 км\ч |
30-33 |
30-33 |
28-33 |
обращающиеся в поездах со скоростью свыше 140 до 160 км\ч |
32-33 |
32-33 |
30-33 |
Для измерения толщины гребня применяют абсолютный шаблон (рис.4), который устанавливается так же, как и при проверке проката. Чтобы выявить толщину гребня, нужно горизонтальную измерительную ножку шаблона подвести до соприкосновения с гребнем и на горизонтальной шкале прочесть величину действительной толщины гребня.
Вертикальный подрез гребня является следствием нарушения нормальных условий работы колёсных пар. Подрез гребня особенно часто образуется: у четырёхосных вагонов, имеющих большую разность баз боковых рам тележек; при большой разности диаметров колёс, насаженных на одну ось; если имеется большой зазор между буксами и челюстями, а так же перекос рамы тележки; от несимметричной насадки колёс на оси.
Изношенный гребень колеса может вызвать сход вагона с рельсов, в особенности на противошёрстных стрелках. Поэтому к работе под вагонами не допускаются колёсные пары, имеющие вертикальный подрез гребня, верхний край которого находится на расстоянии 18мм и более от поверхности катания колёс. Для выявления вертикального подреза гребня применяют специальный шаблон (рис.5). Колёсную пару бракуют, если вертикальная поверхность движка соприкасается хотя бы только в верхней части с подрезанной поверхностью гребня.