Производственные процессы ТР представляют собой мелкосерийный или единичный тип производства. Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровень разделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работ определенного наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния автомобиля, что и приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены .
При нормировании трудозатрат по ТР используют в основном: "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" и "Типовые нормы времени на ремонт автомобилей в условиях АТП". Значительная вариация трудозатрат на выполнение одних и тех же работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени на операции или их комплексы.
Определение технической нормы времени на операцию
Техническая норма времени на операцию рассчитывается по формуле:
чел.-час,
где tшт – штучное время на операцию; tосн – основное время, в течение которого выполняется заданная работа (регламентируется Положением); tвсп=(3-5%) tосн – вспомогательное время на производство подготовительных воздействий на изделие; – дополнительное время, состоящее из:
tобсл=(3-4%) tосн – время на обслуживание оборудования и рабочего места;
tотд=(4-6%) tосн – время на отдых и личные нужды.
Определение штучно-калькуляционного времени
Оплата труда ремонтных рабочих производиться по штучно-калькуляционному времени, вычисляемому по формуле:
,
где Stшт – суммарное штучное время всех операций; tп-з=(2-3%) Тсм – подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм=8 часов – продолжительность смены)Nn – число изделий в одной последовательно обрабатываемой партии (количество текущих ремонтов передних мостов за смену).
Определение количества ТР за смену
Количество ТР за смену определяем по формуле:
,
где hn=1 – коэффициент, учитывающий использование рабочего времени, исходя из организации технологического процесса и снабжения постов; Nр=1 – количество ремонтных рабочих, осуществляющих текущий ремонт передних мостов.
Подставляя числовые данные, получим:
текущих ремонтов за смену.
Результаты расчётов занесём в таблицу 4.5.
Определение количества изделий, обрабатываемых за сутки
Средняя суточная трудоёмкость текущего ремонта определяет количество изделий, обрабатываемых за сутки, оно определяется по формуле:
,
где TтрсПМ – средняя суточная трудоёмкость ТР переднего моста; Stосн – суммарное основное время всех операций.
Так как суточная производственная программа составляет »1 ТР в сутки, что меньше количества ТР за смену (»2), то достаточно односменного режима работы ремонтных рабочих.
Таблица 4.5
Трудоемкость работ ТР переднего моста
№ | Название операции |
tосн, ч-час | tвсп, ч-час |
tобсл, ч-час |
tотд, ч-час |
tшт, ч-час | число рабочих на посту |
tп-з, ч-час |
tштк, ч-час | |
1 |
Замена подшипников шкворня | 0,35 | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,39 | 1 | 2 | 4,31 | |
2 |
Амортизатор в сборе – снятие и установка | 0,73 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,82 | ||||
3 |
Пружина – снятие и установка | 1,4 | 0,04 | 0,06 | 0,07 | 1,57 | ||||
4 |
Штанга стабилизатора – снятие и установка | 0,6 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,67 | ||||
Всего: | 3,08 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | 3,45 |