Прогнозируемые объемы перевозок грузов морем через портовый комплекс Калининградской области приведены в таблице 1.2 (тыс.т.):
Таблица 1.2 - Прогнозируемые объемы перевозок грузов морем через портовый комплекс Калининградской области
1996 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2005 г. |
2010 г. | |
Всего |
5516,2 |
4457,9 |
4140,5 |
4385,3 |
5800,3 |
13500 |
15000 |
Экспорт |
4352,6 |
3831.6 |
3578,2 |
3765,2 |
5075,2 |
11500 |
12000 |
Импорт |
657,5 |
626,3 |
562,3 |
620.1 |
725,1 |
1500 |
2000 |
Каботаж |
506,1 |
500 |
1000 |
Это существенный рост перевозок, но даже в этом случае не в полной мере использованы портовые мощности.
Современное состояние транспортного комплекса Калининградская область обслуживается Калининградской железной дорогой, которая изолирована от других железных дорог России и имеет прямые выходы лишь на дороги Литвы и
Польши. Калининградский железнодорожный узел обслуживает морской торговый, морской рыбный и речной порты. Находящаяся в составе узла станция Калининград-Сортировочная
выполняет функции предпортовой станции и является основной сортировочной станцией узла, а станция Калининград-Портовая является портовой станцией.
Возникшие во второй половине 2001 г. трудности с обеспечением перевозок грузов через морские порты были вызваны, главным образом, с одной стороны неподготовленностью портов к увеличенным объемам перевозок, а с другой - отсутствием должной координации между портами и железнодорожниками. Вместе с этим, намечаемое значительное увеличение перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через калининградские морские порты и расширение экономических связей Калининградской области с регионами России, стран СНГ, Балтии и Восточной Европы предопределяет необходимость осуществления мероприятий по модернизации железнодорожного транспорта. К числу наиболее крупных мероприятий, которое позволит значительно улучшить эксплуатационную работу Калининградской железной дороги и в частности по приему/сдаче грузов из регионов России и стран СНГ, а также с польского направления, является строительство новой пограничной станции Чернышевская с окончанием работ в 2005 году. При организации железнодорожного паромного сообщения Усть-Луга - Балтийск - порты Германии потребуется строительство в составе предпортовой станции предпаромного комплекса в Балтийске.