Инфраструктура Калининградского портового комплекса включает в себя три порта (торговый, рыбный и речной).
Морской торговый порт Калининград является ядром портового комплекса Калининградской области. Это самый западный из российских портов и второй по величине российский порт на Балтике, обеспечивает связи России с Западной Европой, Африкой и Южной Америкой. Навигация в порту круглогодичная. Порт оказывает услуги по перевалке и хранению грузов, осуществляет транспортно-экспедиторские и другие операции с грузами, принимает и обслуживает пассажиров, а также выполняет все работы, связанные с нахождением судов в порту. Порт Калининград является единственным незамерзающим портом России на Балтике. Расположен в юго-восточной части Балтийского моря в устье реки Преголя. С морем порт соединяется морским каналом длиной 43 км и гарантированной глубиной от 9 до 10,5 м. Удобное географическое положение, наиболее близкое расстояние от больших европейских портов определило Калининград как важнейший транзитный центр для перевалки грузов. Калининградский морской канал дает выход к морю двенадцати стивидорным компаниям, которые могут обеспечить перегрузку около 20 млн. т различных грузов в год. Имеются специализированные терминалы для перегрузки контейнеров, жидких и навалочных удобрений, нефтепродуктов, мороженых продуктов с морозильниками на 20 тыс. т единовременного хранения, зерновых грузов с элеватором на 46 тыс. тонн.
Многолетний опыт работы позволил порту создать лучшую технологию перевалки целлюлозы, бумаги, рефрижераторных грузов, металлолома, леса и удобрений.
Стивидорные компании обладают хорошей логистикой доставки груза «от двери до двери». Высокопрофессиональные экспедиторы обеспечивают продвижение груза в любую точку мира. Этому способствует хорошо развитая сеть автомобильных и железных дорог, постоянно растущее количество современных пограничных переходов, что дает возможность сократить потери времени при пересечении границы.
В порту создан комплекс сервисных услуг, необходимых судну. Через агента судовладелец может получить топливо, воду, любое снабжение, произвести ремонт, снять отходы и получить другие услуги.
Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» предоставляет порту хорошие возможности для устойчивого развития.
Федеральными целевыми программами предусматривается:
· строительство железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск - порты Европы;
· строительство глубоководного порта в Балтийске;
· окончание строительства контейнерного терминала в Морском торговом порту;
В ближайшие 2-3 года в рамках существующих границ порта необходимо:
· закончить строительство контейнерного терминала (с окончанием проекта под эти цели будут использованы 120 тыс. кв. метров или 30% площадей порта, используемых для стивидорных работ) и оснастить его современным перегрузочным оборудованием;
· закончить техническую подготовку территории для накапливания ролл-трейлеров и трейлеров с целью максимального сокращения времени обработки паромных грузов; с ростом объемов перевалки контейнерных и грузов RO-RO выделить паромный терминал в отдельный комплекс с окончанием строительства нового причала;