Таблица 6.1
Заболевание |
Вредные вещества, % | |||
СО |
NxOy |
N2 |
SO2 | |
Инфаркт миокарда |
32,8 |
3 |
0,8 |
6,8 |
Гипертоническая болезнь |
28,3 |
5,6 |
2,3 |
4,2 |
Сердечно-сосудистая недостаточность |
12,2 |
10,1 |
15,3 |
15,0 |
Ишемическая болезнь сердца |
20,7 |
13,4 |
1,2 |
8,2 |
Поступающие в атмосферу оксиды азота сохраняются в течении 3-4 дней. В результате фотохимических реакций к солнечному свету оксида азота образуется диоксид азота NO2, который вместе с углеводородами является причиной образования токсических туманов, называемых смогами. Выбросы CO2 являются причиной выпадения сернокислотных осадков, способствующих закислению почвы и воды. Содержание углекислого газа воздухе не нормируется. Продолжительность существования CO2 в атмосфере 4 года. Возрастание концентрации окиси углерода опасно возникновением парникового эффекта, который приводит к возрастанию температуры воздуха у поверхности земли.
Сейчас на Земле эксплуатируется около 900 млн. автомобилей, а к 2004 г. ожидается увеличение их числа до 1 млрд. 200 млн.
В настоящее время на долю транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26-30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа – 700, диоксида азота – 40, несгоревших углеводородов – 230 и твердых веществ – 2 – 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина. Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 – 4 раза чаще, чем в домах удалённых от дороги на расстояние 50 м. Вместе с тем транспорт отравляет даже водоёмы, почву и растения.
Для сокращения вредного влияния транспорта на природу проводятся работы по следующим направлениям.
1. В автотранспорте применяют менее токсичные дизельные двигатели, сжиженный природный газ и специальные добавки в бензин (водород, метанол, и высшие спирты). Использование газа позволит снизить в выхлопе содержание вредных веществ до 40% (оксидов азота, углерода, сажи).
2. Бензиноводородное топливо (содержание водорода 12%) должно заменить этилированный бензин, при этом экономичность двигателей повысится на 20%, расход топлива снизится на 40%.