В новых экономических условиях аналитическое агентство "Автостат" обновило свой отчет о перспективах развития рынка легковых автомобилей в России. На основе данных по продажам легковых авто за 9 месяцев текущего года, аналитиками компании были выстроены новые прогнозы развития рынка России до 2012 года, в которых были учтены изменившиеся рыночные тенденции.
В настоящий момент рассматривается два варианта выхода страны из сложившейся ситуации. При первом, наиболее легком, уже к середине следующего года на мировых финансовых рынках произойдет смена тренда, связанная с активными действиями нового президента США и итогами договоренностей "Большой Двадцатки". На мировых финансовых рынках снова начнут преобладать оптимистичные настроения, что позволит реальному сектору (в том числе автомобильному рынку) относительно безболезненно пережить возникшие осложнения. При таком варианте развития специалисты компании "Автостат" ожидают в следующем году уровень продаж на российском рынке в районе 2,6 миллионов автомобилей в год. В краткосрочной перспективе возможно возобновление роста и достижения рынком отметки в 3 миллиона авто в 2010 году, а следующего рубежа (4 млн. штук) – в начале 2012 года. Стоит также отметить, что если в начале следующего года произойдет анонсированное увеличение пошлин на ввоз легковых авто, то будут сокращаться объемы импорта новых и подержанных автомобилей, который будет постепенно замещен иномарками российской сборки.
Существует и более пессимистичный прогноз развития сложившейся ситуации. Согласно ему, страна сейчас находится в начальной стадии кризиса, который продлится еще около двух лет. При таком варианте развития событий специалистами не исключаются возможность множества серьезных структурных изменений в мировой и российской экономиках. Происходить все это будет на фоне снижения темпов роста ВВП у развивающихся стран и жесткой рецессии в развитых государствах, сопровождаясь ростом безработицы, остановкой многих крупных предприятий и значительным снижением уровня платежеспособности населения. При таком варианте развития ситуации аналитики компании "Автостат" не исключают возможности отката в следующем году уровня годовых продаж до отметок 2006 года: 2,1 млн. автомобилей с последующим инерционным снижением ниже значения в 2 миллиона единиц.
Рисунок 3.2
Прогноз развития российского авторынка до 2012 года
Источник: Автостат, 2009 - http://www.autostat.ru/
В 2009 году рынок иномарок может сократиться почти вдвое. В это время отлично себя будут чувствовать только российские производители. Слабый рубль и высокие заградительные пошлины сделают цены на отечественные автомобили очень выгодными, если они сами искусственно их не завысят.
С другой стороны, как только начнутся симптомы выздоровления Российской экономики, местная дешевая рабочая сила, и так и не насытившийся внутренний автомобильный рынок, могут привлечь новый виток инвесторов в российскую автомобильную отрасль. Замороженные или не развивавшиеся в 2009 году проекты автозаводов в 2010-2011 годах могут получить второе дыхание.
Продажи новых автомобилей в России могут упасть в 2009 году на 50 %, считают в американском автоконцерне Ford, по информации агентства Bloomberg.
«Спрос продолжает снижаться и сейчас, - заявил Нигел Брэкенбери (Nigel Brackenbury), управляющий директор российского подразделения Ford. – на рынке сохранились значительные запасы с прошлого года.» За первые два месяца 2009 года продажи автомобилей в России снизились на 36 %, составив 252.314 единиц.
Эксперты агентства J.D. Power and Associates отмечают, что в 2009-2011 году реструктуризация кредитного рынка, меньший выбор условий лизинга и падение акций автопроизводителей на фондовом рынке сильно осложнят жизнь американскому автопрому. Продажи автомобилей в Европе, Китае и Индии в 2009 году "резко сократятся".
“В то время как мировая автомобильная промышленность в 2008 году явно переживала снижение темпов роста, мировой авторынок в 2009 году может потерпеть крах, - указывает Джефф Шустер, исполнительный директор по прогнозам для автосектора в J.D. Power. - В то время как рынки в индустриально развитых странах страдают сильнее, чем рынки развивающихся стран, ни одна страна, ни один регион не являются полностью неуязвимыми перед лицом кризиса”.