Автомобильным тренажером называется комплекс учебно-тренировочных устройств (рис), предназначенный для выработки навыков и совершенствования техники управления автомобилем. Оборудование тренажерного комплекса обычно состоит из следующих элементов: устройства, моделирующего рабочее место водителя автомобиля (модель автомобиля), устройств, моделирующего дорожную транспортную ситуацию, и пульта мастера производственного обучения.
Тренажеры применяются на различных этапах обучения. В зависимости от этого и требования к тренажерам различны. В начальный период обучения при помощи тренажера учащийся знакомится с органами управления автомобилем, их расположением, усилиями при переключении передач, повороте рулевого колеса. На более поздних этапах обучения учащийся знакомится с методами управления в простых и сложных дорожных ситуациях. Для этого тренажер оборудуется средствами визуализации (кино, теневой или телевизионной установкой), пpи помощи которых обеспечивается обратная связь между поведением управляемого «автомобиля» и учащимся. Здесь необходимо подчеркнуть значение динамического подобия систем управаления тренажера и автомобиля, так как
Рис.5. Тренажерный комплекс для подготовки водителей 1 – устройство, моделирующее дорожно-транспортную ситуацию; 2 – устройство, моделирующее рабочее место водителя; 3 – пульт управления.
это обеспечивает адекватность действий обучающегося на тренажере и автомобиле. Тренажер с динамически подобной обратной связью позволяет формировать навыки поведения в аварийной ситуации, навыки прогнозирования дорожной обстановки. Он может быть использован на последующих этапах обучения и для совершенствования профессионального мастерства водителей.
Важным психологическим и педагогическим преимуществом тренажера перед автомобилем в процессе обучения и совершенствования водительских навыков является возможность выделить из всей информации только ее часть, которая наиболее существенна на данном этапе обучения. Моделирование конкретных ситуаций (занос, обгон, следование за лидером и пр) на тренажере позволяет не только судить о действиях обучаемого в этих ситуациях, но также позволяет формировать безопасные навыки управления автомобилем в этих условиях.
Применение тренажеров не ограничивается только областью первоначального обучения. С их помощью можно успешно тренировать действия водителей в критических ситуациях, обучать прогнозированию дорожной обстановки, исследовать психофизиологические характеристики водителя в различных дорожных условиях, тренировать водителей при переходе на другой тип транспортного средства или при смене условий работы (крупный город, горные дороги и др.).
Такие тренажеры называют комплексными. В отличие от функциональных они предназначены для обучения и выработки различных навыков. Для расширения области применения тренажера в методическом плане полезно вводить неожиданно для обучаемого различные помехи движению или имитировать возникновение технических неисправностей, затрудняющих управление или создающих опасность для движения.